Госнадзор за финансовым рынком - страховыми компаниями, негосударственными пенсионными, инвестиционными и паевыми фондами ужесточается. А требования к минимальному капиталу страховых организаций возрастают. Отныне незаметно ускользнуть с этого рынка,"кинув" своих клиентов, будет практически невозможно.
Особенности предупреждения финансовой несостоятельности, а также финансового оздоровления организаций и ответственности перед клиентами детально прописывают поправки в Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие процедуры банкротства. Речь идет об изменениях в законах "О рынке ценных бумаг", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестиционных фондах", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Сегодня этот документ, подписанный президентом страны, "РГ" публикует" на с. 12. Он вступает в силу через 90 дней после опубликования.
В частности, в "профильный" Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" вносится новое требование к минимальному уставному капиталу страховых компаний. Но если для компаний, занимающихся медицинским добровольным и обязательным страхованием, эта сумма остается на базовом, то есть нынешнем уровне в 30 миллионов рублей, то минимальный размер уставного капитала для всех других видов страхования отныне начинается от ста двадцати миллионов рублей. Плюс различные коэффициенты.
Кроме того, при изменении учредительных документов страховщики должны будут подтверждать источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал.
По словам эксперта "РГ", одного из авторитетных участников страхового рынка Эдуарда Гребенщикова, трех-, четырехкратное повышение минимального уровня капитала заставит уйти с рынка примерно 100 страховых компаний, то есть из ныне действующих 650 останется 550. "Что не так-то и страшно", - резюмирует Гребенщиков.
По мнению руководителя правового департамента юркомпании "Налоговик" Алексея Львова, с одной стороны, перемены на страховом рынке пойдут во благо потребителям. "Сужение круга страховщиков выведет из дел значительное число фирм - откровенных мошенников, распространяющих на протяжении непродолжительного времени полисы ОСАГО, а потом скрывающихся в неизвестном направлении. Кроме того, теперь у страхователей будет больше шансов не связаться с компанией-банкротом", - поясняет Львов. Но, с другой стороны, укрупнение, по его словам, приведет к росту самодовольства у монополистов - "Росгосстраха", "Ингосстраха" и "Ресо-Гарантии". "И сегодня крупные компании имеют не самую лучшую репутацию среди страхователей по ОСАГО в отличие от многих добросовестных небольших страховых фирм, работающих со своими (и не только) клиентами более доброжелательно", - считает Львов.
Что касается поправок в закон об ОСАГО, то они, по словам Львова, означают постепенный переход регулирования страховой деятельности от государства к саморегулируемым организациям (СРО). Даже в состав временной администрации разорившейся страховой компании отныне вправе входить представители саморегулируемой организации или саморегулируемых организаций, членом которых является финансовая организация-банкрот. В этом случае, прогнозирует эксперт, резонно ожидать перехода контроля над рынком к крупнейшим игрокам, которые будут устанавливать свои правила, а самое главное - цену входа в саморегулируемую организацию. Сама поправка вписывается в общую концепцию сужения круга субъектов, которые допускаются к рынку. Но с ней утрачивается также такой важный компонент, как регулирование рынка страховых продуктов. В этом случае у потребителей остается надежда на суды. Если суды будут обеспечивать соблюдение законности при выплате страховых возмещений, то в целом укрупнение среднего игрока страхового рынка пойдет на руку потребителю: по крайней мере решится проблема обращения к страховщику-банкроту. Пока же регулирование не перешло к СРО, закон устанавливает более жесткое требование к поведению страховых компаний.