Во вторник Госдума ратифицировала Соглашение между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.
Проблема, которая на протяжении последнего десятилетия казалась непреодолимой и не раз использовалась прежней властью Украины как ультиматум, была решена российским президентом во время короткого визита на Украину. На прошлой неделе в Харькове Медведев стал автором и инициатором теперь уже, можно сказать, исторического события, которое выводит отношения России и Украины на новый качественный уровень. Российский президент сделал своему украинскому коллеге Виктору Януковичу предложения, от которых невозможно было отказаться: скидки на цену за газ.
Именно такое решение больного для обеих стран вопроса позволило увидеть перспективу для российского Черноморского флота на территории Украины после 2017 года сразу на 25 лет вперед. И даже дальше, если учесть, что в соглашении предусмотрена возможность продления его действия еще на пять лет.
Для того чтобы решить судьбу российской военно-морской базы по инициированному Дмитрием Медведевым варианту, думцам потребовалось чуть больше часа дополнительного пленарного заседания, но они все-таки на 27 минут отстали с голосованием от своих украинских коллег. Коалиционное большинство в Верховной раде смогло провести процедуру ратификации быстрее, хотя и в гораздо более сложной обстановке.
Эту "сложную обстановку" с некоторым юмором прокомментировал сам президент Медведев, находящийся с визитом в Норвегии: "Надо признаться, что наши украинские товарищи сделали это с присущим им изяществом: сначала Верховная рада собралась, и там был такой небольшой на эту тему концерт с применением спецсредств и всего остального, но в конечном счете решение было принято. Я очень рад этому. Это показывает, что разум торжествует и стратегические интересы Украины возобладали над сиюминутными эмоциями, которые проявлялись в форме различного рода шумовых эффектов и других способов продемонстрировать свои убеждения".
Прения в нижней палате российского парламента были в самом разгаре - на трибуну как раз вышел либерал-демократ Владимир Жириновский, имеющий особое мнение по вопросу. В это же время спикер Госдумы Борис Грызлов, председательствующий на заседании, вдруг поднял трубку телефона спецсвязи. Видимо, новость, которую потребовалось срочно, не дожидаясь окончания "пленарки", передать Грызлову, была приятной. Спикер не смог сдержать улыбки. Но сообщил о ней депутатам Госдумы уже после того, как на электронном табло появились итоги думского голосования по ратификации - 410 "за", "против" и "воздержавшихся" - 0. "Верховная рада Украины также проголосовала за ратификацию", - сказал Грызлов.
Впрочем, в зале были и депутаты, которые осторожно "заглянули в будущее". Либерал-демократ Сергей Иванов поделился своими сомнениями с первым заместителем министра иностранных дел Андреем Денисовым, представлявшим в Думе законопроект о ратификации: "А вдруг в случае смены власти на Украине договор о Черноморском флоте будет денонсирован?"
"Разумеется, политики Украины могут заявлять о денонсации, это уже, как говорится, дело их личной совести", - признал Денисов. Однако он напомнил депутатам про международное право, которое и есть гарантия действия договора. "Если в международном договоре не предусмотрено право выхода (а в российско-украинском соглашении оно не предусмотрено. - Т.Ш.), то по Венской конвенции для того, чтобы договор был прерван, требуется так называемое "коренное изменение обстоятельств". "Это могут быть форс-мажорные обстоятельства, обстоятельства непреодолимой силы, войны и так далее. Ну или уж как минимум должно быть грубое и систематическое невыполнение одной стороной обязательств по договору", - пояснил представитель МИДа. Но если государство решается денонсировать соглашение, то, по словам Денисова, оно "открыто нарушает международное право и фактически переводит себя в разряд государств-изгоев со всеми вытекающими отсюда последствиями".
"Не слишком ли это большая нагрузка на российский бюджет?" - задались вопросом депутаты ЛДПР. "Наверное, эти деньги не помешали", - не стал спорить с либерал-демократами Андрей Денисов. Но заметил, что "за все надо платить, в том числе и за получение каких-то геополитических результатов". "В соглашении удалось совместить, казалось бы, несовместимое - цены и ценности. И это выход в новое измерение. Оказывается, за ценности надо платить, а цены надо заслужить", - поддержал дипломата "справоросс" Николай Левичев. Депутаты "Справедливой России" считают соглашение с Украиной взаимовыгодным.
"Считаю, что здесь нельзя торговаться о цене. Цена раскола, которого добились в 1991-м, на порядок выше, чем та, которую мы сегодня пытаемся внести ради укрепления наших связей. Я абсолютно уверен, что если мы восстановим с Украиной все финансово-хозяйственные связи, то общая выгода будет на порядок больше, чем снижение цены на газ", - категорично заключил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Зампред Комитета Госдумы по международным делам "единоросс" Андрей Климов оценивал ситуацию не столь меркантильно. "Сегодня мы, уважаемые коллеги, являемся не только свидетелями, но и непосредственным участниками, без преувеличения, исторического события. Пожалуй, впервые в XXI веке российское и украинское государства ясно демонстрируют всему миру свои действительно добрососедские и братские отношения, основанные на взаимном уважении и доверии", - заявил Климов, заметив при этом, что соглашение является вкладом России и Украины в систему европейской безопасности. Депутат уверен, что в данном вопросе вообще "нет проигравших народов и государств", а есть проигравшие политиканы, которые "в своих личных интересах пытались превратить Украину в новую разделительную линию в центре Европы".