28.04.2010 00:25
Культура

Эдуард Хиль исполнил "тро-ло-ло" под улюлюканье зала

Став самым популярным российским певцом в Интернете США, Эдуард Хиль снова выступил в Москве
Текст:  Виктор Васенин Сергей Виноградов
Российская газета - Федеральный выпуск: №90 (5169)
Читать на сайте RG.RU

Зал был забит под завязку, причем подавляющему большинству не исполнилось 30, а потому настоящей славы Эда Хилла (так его именуют американцы и европейцы) они не захватили. Зато застали триумф Trololo.

За неполных два часа 75-летний исполнитель между песнями прочитал "внучатам" (так он зовет своего нового слушателя) два десятка мини-лекций о настоящей музыке и любви к Родине.

Певец вышел на сцену в простеньких брюках и неброском пиджачке, как у Жени Лукашина из "Иронии судьбы" - "сером в елочку из Мосторга". Отсутствие галстука и расстегнутая верхняя пуговица стали единственными вольностями, допущенными Эдуардом Анатольевичем по отношению к многолетнему имиджу. Два квадратных метра сцены не мешали мастеру выразительного жеста и богатой мимики маршировать в песне "Не плачь, девчонка" и изображать праздную походку героя композиции "Человек из дома вышел".

Все песни Хиль исполнял вживую, но "под минус", заказывая в темноту некоему Мише ту или иную вещь. С "Вокализом" покончили довольно скоро - певец будто нарочно запрятал его среди стартовых композиций, никак не выделив. Надо ли говорить, что "тро-ло-ло" пелось под улюлюканье зала и снималось десятками телефонов. Налетевшая YouTube-овская популярность никак не сказалась на концерте - аранжировки Хиль менять не стал, спец эффектов и полуголых девиц на сцене также не наблюдалось. Впрочем, людей, которые бы покидали концерт по ходу дела, было немного либо не было вовсе - думается, не только из-за "уплоченной" за билет тысячи рублей.

 
Видео: Виктор Васенин

Традиционного для любого концерта чередования быстрых и медленных, популярных и неизвестных песен здесь тоже не было. Сет-лист составлялся самим певцом по ходу дела и исключительно по наитию. "А кто знает, когда состоялся полет Юрия Гагарина?" - экзаменовал Хиль слушателей. Уловив среди ответов "51-й год", знаменитость не преминула ухватиться за него для пропаганды образования. "Нет, внучок, ты ошибся на десять лет. Учиться надо, а не по клубам шататься".

Эдуард Хиль занимал аудиторию рассказами об истории сочинения шлягеров ("тогда еще ваши мамы с папами не родились"), при этом объявляя авторов по имени-отчеству, иногда и с регалиями. "Надеюсь, что вы этим вечером получили какой-то заряд эмоциональный. Если бы вы знали, какой я заряд получил", - признавался Хиль после концерта. Аудитория за два часа пережила определенную метаморфозу. В большинстве своем появившись на концерте прикола и моды ради, по тем же причинам, по каким молодежь носит майки с СССР на груди, слушателей к концу вечера старое-доброе ретро хорошенько проняло. И, когда стрелка часов близилась к полуночи (концерт начался в 21.00), зрители уже хором пели родительские хиты, сами себе удивляясь, что знают наизусть не только "Тро-ло-ло". Особенно хорошо шли патриотические ("С чего начинается Родина?", "На безымянной высоте" и другие) и танцевальные песни. Концерт завершился следующим посылом Эдуарда Хиля, который тут же стал афоризмом, пускай и только в стенах отдельно взятого клуба. "Без хорошей песни не будет ни любви, ни детей. Останется голый секс, да и тот по Интернету", - неблагодарно прошелся артист по Всемирной сети, давшей его певческой карьере второе дыхание.

Единственная пожилая пара, пришедшая на концерт Хиля, оказалась родственниками Аркадия Островского, автора "Вокализа", "А у нас во дворе", "Песня остается с человеком", "Пусть всегда будет солнце" и прочих советских шлягеров.

"С Эдиком мы дружим уже лет сорок, - поведал корреспонденту "РГ" сын композитора Михаил. - Папа его очень ценил. И доживи он до сегодняшнего дня, он был бы безумно счастлив мировой популярности "Вокализа". Для него всегда главной наградой были не деньги, а популярность его песен. Вы бы видели, что с ним творилось, когда он встречал на улице компанию, горланящую его шлягер. Вот только историю с "Вокализом" Эдик Хиль рассказывает не совсем верно - никто ее слов не запрещал, просто музыку отец сочинил в период размолвки с поэтом Львом Ошаниным. Тот сказал ему, что стихи в песне главное и без поэта композитор - ноль. Вот папа и сказал ему в пылу ссоры: "Да мне вообще твои стихи не нужны, обойдусь". Не знаю, зачем Хиль рассказывает по-другому. То ли запамятовал, то ли для легенды так нужно".

В последнее время певец неоднократно заявлял, что шумного возвращения на российскую и мировую сцену не планирует - зашибать деньгу в Америке Trololo не собирается, и вообще, как одному из его песенных персонажей, многого ему не надо, а смеяться снегопаду, солнцу в небе и ветрам можно и на Родине. Хиля любят и ценят за то, что, будто в барокамере, смог сохранить голос и манеру поведения на сцене большого артиста советской эстрады, не испытав решительно никаких влияний новейших музыкальных течений. И это достижение он не отдаст никому.

Музыка