Первая Международная конференция "Авиационная безопасность" прошла в Санкт-Петербурге. Наиболее заинтересовали ее участников вопросы технического оснащения аэропортов и аэродромов.
Более 70 процентов технических средств авиационной безопасности в российских аэропортах служат не менее десяти лет и уже нуждаются в замене. Между тем, с точки зрения перевозчиков, это наиболее затратная из "бесполезных" статей расходов на обеспечение полетов. Участники обсудили вопрос, как можно изменить сложившуюся ситуацию.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), в 2009 году службами безопасности аэропортов у граждан было изъято более 50 тонн взрывчатых вещество, около 15 тонн легковоспламеняющихся веществ и более 5 тонн ядов, 4200 единиц оружия и более 13 тысяч единиц пиротехники.
- Не хочу сказать, что все это орудия террористов, - заявил заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, - наши люди часто надеются на русский авось, но все эти вещества могут угрожать безопасности полетов.
Во всем мире для досмотра пассажиров и багажа используется эффективное современное оборудование, позволяющее уловить, например, недавний контакт потенциального пассажира со взрывчатыми веществами. На обеспечение безопасности полетов тратятся значительные средства. В России для досмотра людей по старинке используются арочные и ручные металлодетекторы, багаж проверяется рентгено-телевизионными интроскопами. Однако и это оборудование отнюдь не дешево: один интроскоп стоит 1,5-3 миллиона рублей. При этом аэропорт, который должен использовать оборудование, и перевозчик, как ответственный за безопасность полетов, не могут поделить между собой затраты на приобретение технических средств, так как являются разными юридическими лицами.
По мнению начальника управления транспортной безопасности Ространснадзора Александра Свешникова, решением проблемы могло бы стать участие государства. Например, из государственного кармана можно осуществлять частичное финансирование расходов на приобретение технических средств с одновременным стимулированием компаний - участников процесса на закупку приборов и систем отечественной разработки. Для усиления охраны территорий аэродромов и аэропортов эта функция может быть передана Росавиации, что также поможет решить проблему финансирования.
Глава комитета по транспорту Государственной Думы РФ Владимир Васильев полагает, что улучшить обеспечение безопасности на транспорте помогут и законодательные меры. Так, в ближайшее время рабочая группа, созданная во исполнение поручения президента России для разработки комплексной программы внедрения системы безопасности на транспорте, рассмотрит варианты включения федерального и региональных бюджетов в финансирование закупок для нужд этой сферы. Планируется также изыскать возможность освободить от налогообложения средства, затраченные на безопасность, и отменить таможенные пошлины на ввоз технических средств обеспечения безопасности иностранного производства.
Принятие таких мер будет особенно уместно в ситуации, когда Россия еще не полностью преодолела последствия мирового финансового кризиса. Вместе с тем Федеральная служба по надзору намерена жестко контролировать компании, оказавшиеся в сложной экономической ситуации. Как заявил Владимир Черток, в этом случает эксплуатанты начинают экономить прежде всего на безопасности, однако такие попытки будут пресекаться очень жестко - вплоть до отзыва полетной лицензии.
В области авиационной безопасности в настоящее время фиксируются новые вызовы, которым необходимо противостоять, - от кибертерроризма, выводящего из строя системы управления самолетом, до применения радиоактивных, биологических и химических вещество против гражданской авиации. Вместе с тем основной угрозой остается терроризм в его классическом проявлении - захват заложников, смертники.
В Европе одним из способов предотвращения терактов на борту самолета считают вооруженное сопровождение полетов. России также предложено присоединиться к этой инициативе, однако, по мнению экспертов, этот вопрос требует серьезной проработки. Во-первых, стрельба на борту может привести к гибели экипажа или пассажиров, как показала история отца и сына Бразинскасов, угнавших в 1970 году самолет из СССР в Турцию. Во-вторых, в современных условиях вооруженное сопровождение полетов потребует увеличения штата сотрудников МВД на несколько тысяч единиц, в то время как сейчас ведется кампания по оптимизации штатной численности этой структуры. Наконец, такая мера безопасности не предусмотрена законодательством РФ.
Отметим, в настоящее время в нашей стране эффективно не используются даже имеющиеся средства безопасности. Так, по действующему законодательству перевозчики обязаны передавать данные о тех, кто приобрел билеты на их рейсы, в единую базу данных. Только за 2009 год благодаря этой базе удалось задержать тысячу человек, находящихся в федеральном розыске. Между тем данные о своих пассажирах передают только 40 процентов перевозчиков, работающих на территории России.