29.04.2010 00:10
Культура

Обозреватель "РГ" побывал на мастер-классе художника Сергея Андрияки

Обозреватель "РГ" побывал на мастер-классе художника Сергея Андрияки
Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №92 (5171)
Читать на сайте RG.RU

Известный живописец, руководитель Школы акварели Сергей Андрияка сейчас преподает в школе только для опытных художников, тех, кто уже обладает достаточным мастерством работы с акварелью.

Обозреватель "РГ" побывала на мастер-классе Сергея Андрияки и поговорила с художником о том, зачем в современном мире, когда человек умеет быстрее писать на компьютере, нежели от руки, и предпочитает общаться с френдами в сети, вместо того, чтобы встречаться с друзьями, нужно умение рисовать.

...Андрияка, сидя за мольбертом с традиционным русским натюрмортом (три самовара, хлеб и кувшин с молоком), тонкой кистью накладывает на холст последние завершающие штрихи и иногда комментирует свои действия для класса. В студии только девушки. Они старательно повторяют за мастером движения. Ощущение такое, словно наблюдаешь за морским прибоем: смотреть на художников за работой можно часами. Сергей Андрияка соглашается, рисование - это род медитации или даже психотерапии.

Рисовать - значит видеть

Зачем нужно уметь рисовать, когда можно создавать наброски на компьютере и практически все освоили цифровые фотокамеры?

- Я считаю, что для того, чтобы хорошо фотографировать, фотохудожник должен уметь блестяще рисовать. Иначе он не будет знать законы композиции и тонального построения своих работ, - говорит Сергей Андрияка. - Это верно и для телеоператоров. У моего телевизора комнатная антенна и иногда на изображении пропадает цвет. В черно-белом варианте огрехи композиции и светотени становятся вопиющими. Новости, репортажи, фильмы, сериалы, - все снято безграмотно с точки зрения художественной выразительности. Нет времени выстроить картинку? Согласен, но во время Второй мировой войны нужно было работать еще быстрее и в условиях, которые угрожали жизни операторов. Но когда мы видим военную хронику, то понимаем, что она уникально, художественно снята.

Как только мы взяли в руки карандаш и нарисовали яблоко, булочку, ложку, чашку, - то, что нас окружает, мы стали видеть мир. Каждому человеку дан величайший дар - видеть красоту вокруг себя. Когда человек рисует, он становится по-настоящему зрячим.

Рисовать - значит создавать новое

Снимок лучше натюрморта?

- Если просто сфотографировать два яблока, то на картинке не появится ничего, кроме этих яблок. Если мы хотим получить в дизайне, в рекламе нечто большее, чем искомые два яблока, то для этого нужно сначала взять в руки карандаш. Лучшие дизайнеры автомобилей, одежды, мебели, интерьера, - все начинают с карандашного рисунка. Когда дизайнер нарисовал наброски, он доверяет доработку компьютеру, чтобы, к примеру, придать рисунку трехмерность, но новые технологии не способны подменить собой развитие мысли.

Когда человек не видит красоты, гармонии, его наполняет хаос, дисгармония, духовное разрушение.

Рисовать - значит раскрывать чувства

Есть мнение, что акварель в меньшей степени передает эмоции, чем масляные краски?

- Акварель - это материал, техника. Эмоции зависят только от самого художника, от той задачи, которая стоит перед ним. Например, натюрморт позволяет работать с цветом, или рассказать о предмете, или даже создать ребус, в котором надо разгадать сочетание предметов. Натюрморт может стать игрой, "обманкой", когда зрителю захочется схватить то, что изображено на картине. Натюрморт может решать декоративную задачу, украшать интерьер.

С другой стороны, когда художник начинает писать картину, он может постараться отразить те эмоции, которые переживает в данный момент. Часто считают, что если нарисовано солнышко и лето, то пейзаж будет спокойным, приятным, но если художник взволнован, если он сильно переживает, то пейзаж начинает жить своей жизнью и передавать зрителю настроение художника. Или наоборот, можно писать дождь, грязь и непогоду, то, что люди не очень любят, но нарисовать такой пейзаж умиротворенно, спокойно, тихо.

Рисовать - значит быть молодым

Учиться рисовать можно только в школьном возрасте?

- В школе Сергея Андрияки есть классы для взрослых в возрасте от восемнадцати лет. Верхней границы не существует. На занятия приходят ученики, которые впервые берут в руки карандаш в 75 лет. Среди взрослых учеников некоторые настолько отдаются изобразительному искусству, что посвящают ему все свое свободное время, воплощают в жизнь мечту, которую лелеяли с юности, и таким образом вновь обретают молодость.

Рисовать - значит быть свободным

Какой нужен характер, чтобы научиться рисовать?

- Мы в школе не спрашиваем о талантах тех, кто к нам приходит, и готовы научить рисовать любого, но сразу говорим, что потребуется терпение, усидчивость и выполнение всех тех заданий, которые даются в школе. Мы не обещаем, что сделаем художника из каждого, это удел одаренного человека, творческого и талантливого, но научить технике, мастерству и умению изображать окружающий мир, можно любого.

Для человека, который умеет рисовать, не существует скуки. Ему не нужно мучительно находиться в ожидании, скажем, в аэропорту, потому что он наблюдает за людьми. Он умеет увидеть себя, свое отражение, в этих людях, в предметах, ему не нужно заслоняться от мира. Когда техника рисования будет развита настолько, что о ней уже можно будет забыть, художник станет по-настоящему свободен, он будет создавать свой мир. Но даже на самом начальном этапе рисовальщик всматривается в предмет, сосредотачивается, он начинает дышать медленно и спокойно, что полезно даже с точки зрения медицины.

кстати

Школа акварели Сергея Андрияки выпускает обучающие дивиди-диски, на которых запечатлено, как создается картина, сам процесс. "Они пользуются популярностью и могу объяснить, почему, - говорит Андрияка. - Скажем, на выставке вы увидели картину, она вас покорила, заинтересовала. А на диске вы можете проследить, как была создана эта картина от начала и до конца. С музыкой, с комментариями, в компактном монтаже. Кому-то это может помочь с профессиональной точки зрения, кого-то заинтересует именно как очищающий процесс, своеобразная медитация".

В школу Сергея Андрияки приходит намного больше женщин, чем мужчин. Женщины, по мнению Андрияки, изначально лучше чувствуют пластику, передают декор. Но вот настоящих художников из дам не получается, рисование у прекрасного пола часто переходит в приятное хобби, а чтобы стать настоящим художником, говорит Сергея Андрияка, живописи нужно посвятить всю жизнь.

Как поступить в Школу акварели?

Детям, поступающим на бюджетное отделение необходимо представить ко вступительному испытанию несколько работ, выполненных в любой технике, без оформления. Далее - пройти экзамен. На приемных испытаниях предлагаются простые постановки из фруктов и овощей. Нужно сделать рисунок и живописную композицию акварелью. В бюджетном классе изучают:

"Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция)" - 3 раза в неделю по три часа;

"История изобразительного искусства" - 1 раз в неделю по два часа;

"Наброски" - 1 раз в неделю по два часа.

Количество учащихся в группе: в среднем 8 человек.

Существуют и классы для взрослых, с платным обучением и ограниченным количеством мест.

Досье "РГ"

Художник Сергей Андрияка известен как один из ведущих мастеров современной акварельной живописи. Свою творческую деятельность начинал с работы масляными красками, гуашью, темперой. Занимался мозаикой, витражом, офортом, росписью по фарфору и эмали. Но любимой техникой всегда оставалась акварельная живопись.

Творчество посвящено России - очарованию старых российских городов. Здесь и храмы, и городские пейзажи, русская провинция, натюрморты, интерьеры и всеми любимые цветы. Художник продолжает начинания Брюллова, Саврасова, Левитана, Врубеля. Сергей Андрияка - участник московских, региональных и зарубежных выставок (с 1985 года их состоялось более двухсот). Творчество народного художника России Сергея Андрияка знают в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Японии, Китае и других странах. Его работы находятся в крупнейших музеях мира и частных собраниях.

Арт