В среду в 11 часов утра по решению президента Российской Федерации Дмитрия Медведева на сайте Федерального архивного агентства были размещены электронные образцы подлинников документов по проблеме Катыни из знаменитого "пакета N 1".
Тайна расстрела польских военнопленных, которая десятилетия хранилась архивами ВКП (б) - КПСС, стала доступна любому пользователю Интернета.
Первый же документ от марта 1940 года, на котором поверх напечатанных на машинке ужасающих своим цинизмом слов синим карандашом расписался Иосиф Сталин, рассказывает о том, что "в лагерях для военнопленных НКВД СССР и в тюрьмах западных областей Украины и Белоруссии в настоящее время содержится большое количество бывших офицеров польской армии...
Каждый из них только ждет освобождения, чтобы иметь возможность активно включиться в борьбу против советской власти". В лагерях, сообщает подписавший документ Берия, содержится 14 736 человек (по национальности - 97 процентов поляки), из них 295 генералов, 144 - чиновников, помещиков и ксендзов. В тюрьмах - 18 632 арестованных, из них поляков - 10 685. И главная фраза, которую хочется привести не в пересказе:
"Предложить НКВД СССР:
Дела о находящихся в лагерях для военнопленных 14 700 человек, а также дела о находящихся в тюрьмах Западных Украины и Белоруссии 11 тысяч человек рассмотреть в особом порядке, с применением к ним высшей меры наказания - расстрела.
Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения..."
Событие комментирует руководитель Росархива Андрей Артизов.
Андрей Артизов: Речь идет о знаменитом "пакете N 1". Материалы из него практически все опубликованы, кроме одного документа.
На сайте мы размещаем идентичные документам их электронные образы в цвете: пользователи Интернета получат полное представление о том, как они выглядят на самом деле. Среди документов, во-первых, записка наркома внутренних дел Лаврентия Берии от 5 марта 1940 года в Политбюро. На ней автографы членов политбюро Сталина, Ворошилова и Молотова, Микояна. На полях приписки: "Калинин: "за" и "Каганович: "за".
Далее идет выписка из постановления Политбюро - текст этого постановления о согласии с предложениями НКВД о расстреле "в особом порядке" польских военнопленных генералов и офицеров. Здесь же размещен электронный образ документа, который еще ни разу не публиковался. Это изъятые из официального протокола постановления Политбюро две страницы. Почему это было сделано в 60-е годы? Чтобы сохранить в тайне это преступление, было принято решение из дела с протоколом Политбюро страницы, где перечисляются решения по всем вопросам, изъять. Их изъяли и спрятали в тот же "пакет N 1".
И, наконец, рукописная записка 1959 года (писал делопроизводитель, а подписывал Александр Шелепин - тогдашний руководитель КГБ) на имя Хрущева, где Шелепин сообщает, что хранившиеся в специальном запечатанном помещении на Лубянке дела 21 тысячи польских офицеров, расстрелянных в особом порядке, уничтожены.
РГ: Будут ли вывешены на сайте Росархива материалы о расстреле в польском плену нескольких тысяч красноармейцев в 20-х годах прошлого века?
Артизов: Мы будем продолжать размещать материалы по сложным польско-российским, польско-советским вопросам. Вместе с польскими коллегами мы подготовили и издали сборник документов на польском и на русском языках под названием "Красноармейцы в польском тылу". Он о печальной судьбе наших военнопленных, оказавшихся в Речи Посполитой в итоге советско-польской кампании 1920 года. Думаю, что мы разместим наиболее интересные документы из этого сборника, тираж которого ограничен, на официальном сайте Росархива, чтобы это стало доступно широким кругам пользователей - как российских, так и иностранных.
Тем временем
Президент России Дмитрий Медведев заявил вчера в Дании, что архивные материалы, связанные с массовыми репрессиями, будут становиться более доступными для общественности. "Катынские архивы вообще-то открыты, другое дело, что есть ряд материалов, которые еще не передавались нашим польским партнерам. Я дал поручение провести соответствующую работу и после необходимых процедур передать те материалы, которые интересны нашим польским коллегам", - отметил он.
По словам главы Российского государства, наши оценки катынской трагедии были сделаны давно, но некоторое время назад Медведев "дал поручение не только продолжать эту работу, но и предъявить те результаты, которые уже есть". Сегодня, отметил Медведев, это уже сделано.