В Русском музее показали одно из самых ценных и загадочных полотен Карла Брюллова - "Христос во гробе". Показ был организован для очень узкого круга ценителей - журналистов центральных изданий. И проходил в крошечном служебном помещении музея рядом с хранилищем.
Такая осторожность объясняется вполне объективными причинами: данная картина, помимо того, что является несомненным шедевром живописи великого русского художника Х1Х века, она ещё и вещественное доказательство в уголовном деле о контрабанде произведения искусств.
По данным специалистов ФСБ по Петербургу и Ленинградской области, восемь лет назад "Христос во гробе" Брюллова был ввезен (а до этого, возможно, вывезен) в нашу страну незаконно гражданином Певзнером, имеющем двойное гражданство - России и Германии. При пересечении границы он скрыл на таможне настоящие сведения о картине. Полотно было арестовано, а Певзнеру предъявили обвинения в контрабанде культурных ценностей.
Он сам с этим не согласен. По его словам, увидел картину в начале 2000-х в одном из православных храмов Бельгии. Она ему "просто понравилась", потому решил купить. Только после приобретения новый владелец узнал, что автор её - Карл Брюллов. Приехав в Петербург, предложил приобрести её Русскому музею, скрыв при этом историю обретения "неизвестного Брюллова".
В настоящее время Александр Певзнер, не появляющийся в России и не являющийся на собеседования со следователем, собирается подавать жалобу в Страсбургский суд. Шум, поднятый им на Западе вокруг полотна, о якобы "неправильном обращении с уникальной картиной", способствовал тому, что Русский музей решил предъявить "Христа во гробе" общественности, доказать, что хранится картина в музее в нормальных условиях, за ней постоянно наблюдают реставраторы.
Картина весьма необычная. Художник при её создании использовал уникальную технику письма и необычные краски. Само полотно очень тонкое. В результате если установить его, например, на окно, то оно становится прозрачным, как витраж. Кстати, в Бельгийском храме картину именно так и использовали.