29.04.2010 12:31
Культура

Шедевр Карла Брюллова "Христос во гробе" не покажут публике

Текст:  Людмила Безрукова (Санкт-Петербург)
Читать на сайте RG.RU

В Русском музее  показали  одно из самых ценных и загадочных полотен Карла Брюллова - "Христос во гробе". Показ был организован для очень узкого круга ценителей - журналистов центральных изданий. И проходил в крошечном служебном помещении музея рядом с хранилищем.

Такая   осторожность   объясняется  вполне объективными причинами: данная картина, помимо того, что является несомненным шедевром  живописи великого русского художника Х1Х века, она ещё и вещественное доказательство в уголовном деле о контрабанде произведения искусств.

По данным специалистов ФСБ по Петербургу и Ленинградской области,  восемь лет назад "Христос во гробе"  Брюллова был  ввезен (а до этого, возможно, вывезен) в  нашу страну  незаконно гражданином Певзнером, имеющем двойное гражданство - России и Германии. При пересечении границы он скрыл на таможне настоящие сведения о картине. Полотно было арестовано, а  Певзнеру предъявили обвинения в контрабанде культурных ценностей.

Он сам с этим не согласен.  По  его словам,   увидел  картину в начале 2000-х в одном из православных храмов Бельгии. Она ему "просто понравилась", потому решил купить. Только после приобретения новый владелец узнал, что автор её - Карл Брюллов. Приехав в Петербург, предложил приобрести её Русскому музею, скрыв при этом историю обретения "неизвестного Брюллова".

В настоящее время Александр Певзнер, не появляющийся в России и не являющийся на собеседования со следователем,  собирается подавать жалобу в Страсбургский суд.   Шум, поднятый им на Западе вокруг полотна, о якобы "неправильном обращении с уникальной картиной", способствовал тому, что Русский музей решил предъявить "Христа во гробе" общественности, доказать, что хранится картина в музее в нормальных условиях,  за ней постоянно наблюдают реставраторы.

Картина весьма  необычная. Художник при её создании использовал уникальную технику письма и необычные краски. Само полотно очень тонкое. В результате если установить его, например,  на окно, то  оно становится прозрачным, как витраж. Кстати, в Бельгийском храме картину  именно  так и использовали.

Арт Санкт-Петербург Северо-Запад