29.04.2010 00:10
Общество

Ректоры РГТЭУ и БГЭУ планируют создать единое образовательное пространство

Преподаватели двух крупнейших экономических вузов договорились о совместной подготовке специалистов
Текст:  Владимир Яковлев
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №16 (452)
Читать на сайте RG.RU

СОЗДАНИЕ Союзного государства уже сейчас требует квалифицированных и подготовленных по единым методикам специалистов. Именно решению этой задачи было посвящено первое совместное заседание ученого совета Российского государственного торгово-экономического и совета Белорусского государственного экономического университетов. Для участия в нем вместе с белорусскими коллегами в белорусской столице собрались ученые и преподаватели из 26 регионов России, директора филиалов, входящих в университетский комплекс РГТЭУ, его проректоры и деканы факультетов. Они не только обменялись опытом, новыми учебными методиками, но и определили основные пути взаимодействия в сфере высшего профессионального образования. Совместную работу советов двух вузов возглавляли ректор РГТЭУ Сергей Бабурин и ректор БГЭУ Владимир Шимов.

К какому же мнению пришли вузовские преподаватели и исследователи? Они едины во мнении, что вопрос модернизации высшего профессионального образования одинаково актуален как для России, так и Беларуси. Хотя и осуществляется он в этих странах несколько по-разному. Так, в России вузы готовятся к переходу от традиционной системы высшего образования к двухуровневой, включающей бакалавриат и магистратуру. В Беларуси действует система подготовки специалистов и магистров, но из стен вузов не выпускают бакалавров. По-разному трактуется и назначение магистратуры. В Беларуси, в отличие от России, это некая ступень для поступления в аспирантуру. Эти и некоторые другие различия создают определенные трудности в плане признания дипломов о высшем образовании на территории Союзного государства. В первую очередь по специальностям, срок обучения по которым составляет менее пяти лет.

Много внимания преподаватели двух вузов уделили повышению качества профессиональной подготовки за счет внедрения компетентностного подхода, обучению студентов таким образом, чтобы, став специалистами, они были готовы к инновационной деятельности. При этом был рассмотрен российский опыт создания компетентностной системы специалиста, исходящей из профессиональных требований и потребностей работодателя.

Общий же итог встречи таков: несмотря на некоторые различия в системах высшего профессионального образования, развитие единого образовательного пространства Союзного государства крайне необходимо. Сегодня именно вузовское сотрудничество в рамках совместных образовательных программ, завершающееся выдачей дипломов о высшем образовании как Беларуси, так и России, является наиболее перспективным. К слову, такая практика уже есть в Белорусско-Российском университете в Могилеве.

- Совместные заседания ученых советов наших вузов позволяют больше узнать о деятельности и перспективах развития научно-педагогических сообществ, учебной и культурно-нравственной работе двух крупнейших экономических университетов дружественных и исторически единых славянских народов, - подчеркнул Сергей Бабурин.

Итогом встречи стал развернутый план действий, направленный на развитие эффективного сотрудничества двух вузов. В частности, решено организовать постоянный обмен ведущими учеными и преподавателями для чтения лекций по наиболее актуальным проблемам экономики, политики, права. Будет также изучена возможность организовать за счет средств Союзного государства обмен студентами, как это делается в Евросоюзе. Актуальна также подготовка специалистов по конкретным направлениям для работы в условиях единого Таможенного союза. Возможно, для этого понадобится сформировать совместные коллективы для разработки образовательных стандартов и другой учебно-методической документации. Будут организованы постоянный обмен электронными образовательными ресурсами между библиотеками двух вузов, заседания в Интернете студенческих "круглых столов", межвузовские семинары и научно-практические конференции с участием студентов и советов молодых ученых, преподавателей. Предстоит также сформировать совместные авторские коллективы для подготовки учебников и учебных пособий, разработать рекомендации, направленные на совершенствование подготовки специалистов в области товароведения и экспертизы товаров.

Если все задуманное удастся реализовать, это станет реальным вкладом в единение не только двух университетов, но и систем профессиональной подготовки в целом. Такая инициатива достойна всяческой поддержки.

Образование