29.04.2010 00:01
Спорт

Третья партия встречи за звание чемпиона мира между Веселином Топаловым и Виши Анандом завершилась вничью

Ананд выиграл четвертую партию матча за мировую шахматную корону
Текст:  Анна Козина
Российская газета - Столичный выпуск: №91 (5170)
Читать на сайте RG.RU

Четвертая партия матчевой встречи за звание чемпиона мира между Веселином Топаловым и Виши Анандом завершилась победой индийского гроссмейстера.

Топалов, играя черными, признал свое поражение на 32-м ходу. Таким образом, общий счет поединка с призовым фондом два миллиона евро стал 2,5:1,5 в пользу Ананда. Всего претенденты на корону сыграют между собой 12 партий.

Своими мыслями по поводу игры шахматистов с корреспондентом "РГ" поделился международный гроссмейстер, вице-президент Шахматной федерации города Москвы Сергей Смагин.

Российская газета: Сергей Борисович, сыграны уже четыре партии, можно ли говорить о тактике, выбранной соперниками?

Сергей Смагин: Ананд нащупал слабое звено в общей стратегии Топалова. Он старается, пусть даже за счет чуть-чуть более худшей позиции, снять напряжение и перевести течение партии в позиционное русло. По началу матча мы видим, что таким образом у Ананда получается заработать довольно значительное преимущество. Причем непонятно, что может Топалов противопоставить вот этой тактике индийца. Если остальные партии будут развиваться по аналогичному сценарию, то Топалову придется очень непросто. Как только напряжение спадает (а под напряжением мы понимаем наличие самой главной фигуры на доске - ферзя), Топалову становится сложно. Несмотря на его изобретательность и напористость, без ферзей ему играть не очень-то комфортно. У меня складывается такое впечатление, что Ананд теперь сознательно будет стремиться к такому типу позиций.

РГ: Ананду вообще свойственно такое поведение за доской?

Смагин: Совершенно несвойственно. Но сейчас, видимо, его матчевый опыт подсказывает, что нужно играть скорее не в свою игру, а против соперника. Он, как ни странно, действует в стиле Владимира Крамника, когда тот в 2000 году выиграл самый важный матч в своей жизни - у Гарри Каспарова. Он тоже играл самые простые позиции, которые в то же время были очень некомфортны оппоненту, и добился успеха. Причем самого блестящего в своей карьере. Ананд тоже решил, что неважно, какая тактика, главное, чтобы она приносила результат.

РГ: Судя по вашему тону, вы совсем другого ожидали от этого матча?

Смагин: Понимаете, и такие партии могут быть очень содержательными и насыщенными. Но здесь все очень просто. Прямо скажем, для людей более или менее высокого уровня матч немного примитивен. Нет пока того, за что мы любим эту игру. Ни сложных, многоплановых партий с так называемыми "качелями", ни ярких замыслов, ни красивой защиты. Все довольно сухо, примитивно. Не тянет на статус матча за чемпионское звание, от которого мы привыкли ждать философских идей, которые открывают новые горизонты. Здесь даже близко ничем подобным не пахнет. Не содержательная игра, а голый спорт и сплошная борьба нервов.

РГ: Как думаете, ситуация может исправиться?

Смагин: Любопытно, как дальше будут развиваться события. Надеюсь, что характер борьбы в матче изменится.

Настольные виды