Один из крупнейших в России многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг работает в Оренбурге уже год, вот только хвалебных од в его адрес от населения не слышно. В ситуации "обманутых надежд" разбирался корреспондент "РГ".
Многофункциональный центр (МФЦ) располагается за городом на площадях крупного торгово-развлекательного комплекса и занимает более семи тысяч квадратных метров. Здесь предоставляются более 70 видов государственных и муниципальных услуг, здесь и только здесь обслуживается все население города Оренбурга и Оренбургского района. В свое время проект создания такого центра стал победителем конкурса Минэкономразвития РФ. Оренбургский МФЦ обошелся казне в 116 миллионов рублей, из которых 58 миллионов было привлечено из федерального бюджета.
...Раннее субботнее утро, на часах 9.00. С открытия МФЦ прошло всего тридцать минут, а внутри уже не протолкнуться. Ощущение, что здесь собралась половина города. Подхожу к аппарату электронной очереди, получаю талончик на первоначальный прием-консультацию в Росрегистрации под номером... 550! Заодно нажимаю на кнопку "Выдача документов": аппарат предлагает мне талончик аж под номером 825. Сбоку от аппарата висит объявление: "С 24.02.2010 талон действителен только один день, на следующий день талоны недействительны". С мыслью, сколько же времени придется здесь провести, чтобы попасть к специалисту на консультацию, а затем и на выдачу документов, прохожу по залу. Не то что присесть, встать нормально негде, вокруг меня толпы народу, духота и ругань.
- Я приезжаю сюда уже второй раз, в четверг была возле дверей аж в семь утра, а документы так и не получила, - причитает бабуля с палочкой, которая сидит в очереди на выдачу документов. Она безуспешно надеется вступить в наследство на квартиру после смерти мужа.
В другом углу отдела с окошками Росреестра женщина возмущается, что приходит уже четвертый раз. Цель та же - вступление в наследство:
- Мне требовалась выписка из единого реестра на дом. Выдали, заплатила госпошлину, а затем оказалось, что нужна точно такая же выписка, но еще и на землю. Придется занимать очередь в то же окошко заново. Неужели специалист сразу не могла пояснить, для чего только они здесь сидят? Вот сегодня и пришла снова...
Чиновники объясняют столпотворение вокруг "единого окна" большим объемом работы.
- Оборот недвижимости в области из года в год растет. Несмотря на кризис, оренбуржцы по-прежнему активно участвуют в инвестировании собственного жилья, - говорит руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области Александр Садчиков. - Окончание срока бесплатной приватизации жилья вызвало среди населения ажиотаж, и как результат - регистрационных действий по договорам приватизации оренбургскими регистраторами произведено на 65 процентов больше. Количество обращений за государственной регистрацией права собственности на недвижимость изо дня в день растет. Так, если в июне 2009 года в управление ежедневно поступало порядка 230-250 пакетов документов, то в марте текущего года этот показатель составил около 400 пакетов документов в день.
...В безнадежном ожидании своей очереди гуляю по торговому центру, в котором все "блага цивилизации" по московским ценам. Упомяну лишь об автоматах с водой-кофе-чаем - от 30 рублей и выше за стаканчик. Тем временем до закрытия системы "единого окна" остается полтора часа. Однако толпа не уменьшается, присесть также негде. Стоит ли говорить, что в тот день мои талончики с многосотенными номерами так и не пригодились...
Изменить ситуацию в системе оформления недвижимости чиновники надеются с помощью повышения информированности населения, использования современных средств коммуникации, прежде всего Интернета.
Но, судя по всему, гораздо ближе им такой веками проверенный способ "улучшения" работы, как банальное увеличение своей численности. Как бы этим весь модернистский проект "единого окна" и не обернулся.
Впрочем, Вячеслав Голынский, исполняющий обязанности начальника управления министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области так и считает, что без дополнительного значительного увеличения количества специалистов УФСР, задействованных на приеме документов у заявителей, решить вопрос невозможно. "По вопросу увеличения штатной численности сотрудников Росреестра правительство области неоднократно обращалось в федеральные структуры, но до сегодняшнего дня этот вопрос не решен", - заявил он.