04.05.2010 00:40
Экономика

Секретность и ведомственные барьеры тормозят развитие геоинформатики

Секретность и ведомственные барьеры тормозят развитие геоинформатики
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №15 (748)
Читать на сайте RG.RU

Геодезия, картография, спутниковая съемка - все, без чего сегодня нельзя построить дом, проложить дорогу, освоить месторождение, входит в понятие "геоинформатика". Значение этой отрасли трудно переоценить, хотя далеко не всегда и не везде власти это понимают. Отсюда и проблема - рынок практически не развивается, особенно если брать какие-то большие сложные проекты, где нужно эффективно использовать информацию и выносить решения. О причинах этого нам рассказал президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг (ГИС-Ассоциации) Сергей Миллер.

- Каков объем российского рынка геоинформатики? Из чего он складывается?

- Объем рынка составляет примерно 3 млрд долларов. Рынок состоит из двух сегментов. Первая - работы, реализуемые на средства федерального бюджета. Вторая - работы, выполняемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, органов местного самоуправления и коммерческих предприятий. В условиях кризиса доля федерального бюджета в процентном выражении выросла, в первую очередь за счет средств Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" (ГЛОНАСС), которая практически не подверглась сокращению.

- Что нужно для того, чтобы рынок развивался более успешно?

- Мы создали механизмы деятельности частного бизнеса, но рынок практически не развивается, особенно если брать какие-то большие сложные проекты, где нужно эффективно использовать информацию и выносить решения. Я нигде не встречал такой сложной системы допуска к работам, как у нас: нужно иметь 2-3 лицензии (ФСБ, Росреестра, Роскосмоса), нужно обязательно получить разрешение на работы в инспекции госгеонадзора, нужно непременно использовать материалы картографо-геодезических фондов, которые по смыслам работы зачастую даже не нужны, а после их использования нужно эти материалы уничтожить или вернуть в фонды. Необходимо еще получить разрешение на публикацию и еще необходимо заключить договор на получение эксклюзивных прав, который вам передает государство, для того, чтобы вы могли кому-то третьему все это продать.

При этом у нас осталась огромная зона неопределенности в области секретности работы с географической информацией. Даже сами перечни, которые говорят о том, что можно, а что нельзя, закрыты. Эта ситуация слабо подходит под определение "правовое государство".

Рынок ждет от государства доступных базовых пространственных данных. Для нормального рынка необходима публичная правовая пространственная информация. Серьезным препятствием для активного использования уже созданных картографических материалов является неэффективная работа Федерального картографо-геодезического фонда. Более 80% его единиц хранения остаются практически невостребованными. Причин такой ситуации несколько. Из числа признаваемых всеми - сохранение режима секретности для большинства картографических материалов и отсутствие цифровых баз данных.

Пока даже Государственный кадастр недвижимости не содержит информацию по праворегулированию, да и публичным его можно назвать только относительно: сведения выдаются лишь по специальному запросу. Сделать его публичным существенно мешает опять же режим секретности. Получается замкнутый круг: Роскартография не заинтересована в изменении режима секретности и не несет правовой ответственности за данные, а Роснедвижимость на бюджетные деньги создает кадастр, исходные данные которого секретны, а потому качество работы этих ведомств невозможно оценить публично. Вот и занимаются ведомства внутренними разборками по поводу систем координат, точности измерений, необходимости использования тех или иных систем координат.

Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ вполне определенно указывает выход из сложившейся ситуации: оставив за государством обязанность поддерживать минимальный правовой набор несекретных и общедоступных базовых данных, предоставить рынку строить высокоэффективный и востребованный обществом бизнес на основе их использования.

Очевидно, что преодолеть межуровневые и межведомственные организационно-технологические и информационные барьеры можно только путем отказа от разорительной практики создания и ведения множества ведомственных и территориальных адресных систем и перехода к формированию Единой адресной системы Российской Федерации.

-Каких шагов поддержки отрасль ждет от государства?

- Несмотря на создание под эгидой минэкономразвития интегрированной Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), практически ничего нового в государственном регулировании рынка не появилось. А пора бы навести порядок и вывести государственную функцию по ведению фондов картографо-геодезической и землеустроительной информации из области деятельности уполномоченных предприятий Росреестра, передав ее специальным учреждениям, подчиненным органам государственного контроля картографо-геодезических и землеустроительных работ. Параллельно необходимо обеспечить правовую возможность ведения соответствующих фондов субъектами РФ и органами местного самоуправления. Очевидно, что нужно ускорить принятие решений о федеральных базовых пространственных данных, включив в их состав результаты работ, выполняющихся за счет средств федерального бюджета.

Одобренная правительством еще в августе 2006 г. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ остается практически не реализованным документом. Более того, подготовленная Минэкономразвития России концепция совершенствования отрасли геодезии и картографии до 2020 г. опять содержит лишь половинчатые меры по созданию инфраструктуры пространственных данных. С такими темпами мы можем оказаться на обочине мировых трендов.

Значимым положительным моментом в правовом обеспечении рынка геоинформатики в 2008-2009 гг. стала статья Федерального закона от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", законодательно снимающая все запреты на определение пространственных координат объектов, за исключением зон объектов, требующих мер специальной защиты. Вместе с тем упомянутый в законе перечень таких территорий до сих пор не составлен правительством.

- Каковы основные тенденции развития рынка в ближайшем будущем?

-Все большее значение будут приобретать методы дистанционного зондирования Земли, в том числе космическая и цифровая аэросъемка, лазерное сканирование. Необходимость разработки градостроительной документации будет стимулировать увеличение закупок данных космического зондирования и аэрофотосъемки для обновления топографо-геодезических основ. При этом на обновление картографо-геодезических материалов отводится 60-70% выделяемых средств. Всего же создание градостроительной документации обойдется стране в астрономическую сумму - около 70 млрд руб.

Будет расти интерес к трехмерному моделированию, тем более что мегаполисы Москва и Санкт-Петербург уже планируют бюджетное финансирование на создание трехмерных моделей городской среды. Это, в свою очередь, привлечет внимание к фотограмметрии и трехмерному сканированию. Эти же технологии, очевидно, будут востребованы при реализации крупных корпоративных проектов. Лоббирование государством использования ГЛОНАСС будет стимулировать создание навигационных карт и баз данных. Объем средств федерального бюджета, запланированных на эти цели в 2009-2010 гг., превышает 2 млрд руб. При этом очевидно, что с нарастающим темпом будут развиваться уже типично рыночные конструкции интеграции информации на основе пространственных данных. Типичные примеры этому - интернет-проекты Google Map и Яндекс карты.

За счет развития средств телекоммуникаций пространственные данные все больше будут проникать на массовые рынки мобильной телефонии и локальных услуг.

Бизнес