На расширенном заседании коллегии минтранса Игорь Левитин пояснил, что за организацией управления и контроля за проектированием и строительством транспортных инфраструктурных объектов в Сочи, ходом поставок материально-технических ресурсов и перевозками пассажиров будет следить АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр".
"Сейчас работа организации направлена, в первую очередь, на создание оптимальных условий для перевозки грузов и эффективного использования объектов транспортной инфраструктуры как непосредственно Сочинского транспортного узла, так и за его пределами", - заявил генеральный директор АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" Сергей Козырев. По его словам, на этапе активного строительства необходимо принимать меры по недопущению необоснованного удорожания конечной стоимости ввозимых материально-технических ресурсов.
- Мы разрабатываем и внедряем комплекс мер, которые позволят обеспечить оптимизацию перевозки грузов и минимизировать расходы", - сообщил генеральный директор Транспортной дирекции. Причем если во время этапа строительства олимпийских и транспортных объектов основное внимание уделяется логистике грузовой, то по мере приближения 2014 года приоритетным направлением в работе дирекции будет становиться организация перевозок пассажирских.
В настоящее время на олимпийском строительстве задействовано более 100 компаний - перевозчиков грузов, более 650 подрядчиков, около 4000 поставщиков материалов и услуг. Ведется одновременное строительство почти 150 объектов. По некоторым оценкам, чтобы завершить их все в срок, необходимо доставить в адрес сочинского транспортного узла 54,1 миллиона тонн материалов и оборудования. В данном контексте представляется оправданным создание единого центра управления олимпийским транспортом (ЦУОТ). Это позволит не только сократить время доставки ресурсов, эффективно планируя и управляя транспортными потоками, но и снизить число грузовых операций, влияющих на конечную стоимость материально-технических ресурсов.
На нынешнем этапе основная задача ЦУОТ - организация своевременного выполнения плана поставки материально-технических ресурсов на сочинские стройки. В дальнейшем единый центр позволит создать комфортные условия перемещения гостей и участников зимней Олимпиады, а также жителей города не только во время проведения соревнований, но и после них.
В настоящее время оснащенность улично-дорожной сети г. Сочи техническими средствами заметно устарела. Существовавшая ранее система управления дорожным движением практически полностью утрачена. Как следствие, 41 светофорный объект функционирует только в локальном режиме. Лишь 15 светофоров имеют современные контроллеры, а семь имеют предельный физический износ оборудования и требуют модернизации.
В результате на большинстве сочинских улиц образуются транспортные заторы. Протяженность пробок порой достигает 5 километров. Это и потеря времени, и испорченное настроение. Не говоря уже про повышение уровня загазованности и ухудшение экологии в зонах постоянного проживания сочинцев и гостей курорта. Наконец, нельзя не упомянуть об отсутствии автостоянок в деловой части города, что приводит к появлению на дорогах неорганизованных уличных парковок, которые сужают и без того небольшую эффективную ширину проезжей части.
Конечно, совсем пробок не избежать. Это понимают все участники олимпийского проекта. Тем не менее повлиять на дорожную обстановку можно, в частности наладив выработку упреждающих мер. Пример уже есть. Создан оперативный штаб по организации дорожного движения в городе Сочи на период подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. В него вошли представители городских властей, "Транспортной дирекции Олимпийских игр", служб правопорядка, ГИБДД, а также организаций, занятых на строительстве олимпийских и транспортных объектов. На регулярной основе члены штаба проводят совещания, на которых вырабатывают конкретные решения, позволяющие в оперативном порядке решать острые, порой даже кризисные ситуации, возникающие на дорогах курортного города.
В период с июля 2009 года по март 2010 года проведено 36 заседаний оперативного штаба. Результатом его работы стало внедрение временных схем организации движения в Сочи и Адлере. Это позволило наладить дорожное движение, снизить напряженность среди автовладельцев и пешеходов, сократить число пробок и заторов.
Другим направлением деятельности Транспортной дирекции стало создание комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) в городе Сочи и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Реализация этих проектов как частей комплексной интеллектуальной транспортной системы (ИТС) позволит обеспечить в режиме реального времени оптимальное управление транспортными потоками.
Внедрение в инфраструктуру Сочи современной интеллектуальной транспортной системы поможет наладить функционирование адаптивных алгоритмов управления дорожным движением, оперативное диспетчерское управление транспортными потоками при возникновении дорожных инцидентов, заторов, непростых погодных условий и прочих внештатных ситуаций.
В городе планируется расставить дополнительные дорожные знаки, информационные указатели, независимые светофорные объекты. Например, потребность в дополнительной установке дорожных знаков составляет не менее 4 тысяч штук, пешеходных ограждений - не менее 15 тысяч погонных метров и не менее 12 светофоров.
"Отдельного внимания заслуживает логистика пассажирская: обеспечение перевозки гостей Олимпиады и членов олимпийской семьи, - сообщил Сергей Козырев. - Мы намерены учесть в своей работе опыт проведения Олимпиады в Ванкувере". По сообщениям СМИ, участники и гости прошедших в Канаде зимних соревнований неоднократно отмечали затруднения в перемещении между спортивными объектами. Лишь на третий день после открытия Олимпиады стали заметны некоторые улучшения. По некоторым оценкам, количество пассажиров в Ванкувере превышало прогнозные показатели примерно на 600 000 человек в день. В среднем поездки совершали порядка 1,6 миллиона человек в день.
Во избежание сбоев в транспортном обеспечении зимних Олимпийских игр в Сочи планируется создание около 10 специализированных автотранспортных парков, которые будут отвечать за перемещение гостей и участников Олимпиады между соревновательными объектами. Их размещение и количество транспортных средств в каждом из них рассчитывается в зависимости от планируемой загруженности. В то же время опыт Олимпийских игр в Ванкувере показывает, что оптимальное количество автотранспортных средств, размещаемых в одном автопарке, должно быть порядка 300 единиц.
По словам Сергея Козырева, перед возглавляемой им организацией стоят непростые задачи. "Тем не менее мы с оптимизмом смотрим в будущее. Во многом от того, что результаты нашей работы будут востребованы не только во время Олимпийских игр 2014 года. Эффективно работающая транспортная инфраструктура Сочи будет включена в состав городской и региональной структур управления дорожным движением в рамках программы "Олимпийское наследие". А транспортные и логистические решения, которые заработают в г. Сочи, могут быть использованы и в других российских городах, планирующих модернизировать свои транспортные системы".