Политики всех цветов сочли своим долгом отпраздновать Праздник весны и труда уличными действиями, так что если бы не календарь, то можно подумать, что предвыборная кампания уже началась.
По данным МВД, только 1 мая прошло около полутора тысяч разнообразных акций, в которых приняли участие около двух миллионов человек, впрочем, все обошлось без серьезных происшествий и нарушений общественного порядка. Впрочем, в правоохранительных органах считают, что в столице на этот раз на улицы вышло поменьше народу, чем год назад: чуть более 36 тыс. человек вместо 38 тыс. человек в 2009-м. И это несмотря на то, что в Москве на этот раз шествия и митинги разрешили практически всем.
Бороться с идеями бизнесмена Михаила Прохорова продолжила Федерация независимых профсоюзов: глава ФНПР Михаил Шмаков прямо обращался к своим соседям-"единороссам" по трибуне с предложением не поддерживать идею упрощения увольнения работников. Председатель Бюро Высшего совета "Единой России" Борис Грызлов нечасто бывает на первомайских акциях, но в этот раз он не просто пришел, но еще и выступил: "Мы переломим хребет безработице! Мы с ней справимся! Мы предоставим рабочие места всем тем, кто хочет работать!" А сопредседатель ЕР Юрий Лужков, кротко заметив, что "уровень безработицы в городе ниже одного процента", тоже нашел что посоветовать фракции ЕР: повнимательнее отнестись к законопроекту о тендерах на строительство через конкурсный отбор - "эта задача, конечно, должна быть решена и в нашей Госдуме - по тем дополнениям, которые связаны с самой способностью этих организаций выполнять заказы".
Обычным маршрутом прошли по столице и коммунисты, правда, митинг в этот раз больше напоминал заседание думской фракции КП РФ, чем уличное действо. Глава КП РФ Геннадий Зюганов вновь озвучил основные идеи программы социалистической модернизации и призвал собравшихся: "И сегодня, 1 мая, хочу еще раз напомнить: никакого другого оружия кроме солидарности у рабочего, крестьянина, учителя, врача, ученого, инженера, военного - нет, именно солидарность привела к победе революции в Октябре 1917 года".
Эсеры на своем митинге как бы случайно поддержали развитие независимых (то есть не входящих в ФНПР и не сотрудничающих с ЕР) профсоюзов. "Сегодня человек труда не защищен, - мрачно заявил лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, - у нас профсоюзы попыталась монополизировать партия власти". Впрочем, он пообещал добиваться установления справедливости вместе со своими соратниками-"справедливорос са ми".
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ходе своей речи на митинге под сине-желтыми знаменами подробно освятил положение дел в СНГ, поборолся с коррупцией и пришел к выводу: "1 мая - день международной солидарности, мы все должны проявить соучастие друг к другу. Наша солидарность должна быть с хорошими людьми". Тем временем партия "Яблоко" вместе с правозащитниками провела акцию под белыми партийными знаменами и воздушными шарами с громким названием "Марш перемен" (видимо, имелся в виду тот факт, что впервые за последние несколько лет партийцам разрешили митинг в центре города, у Соловецкого камня, а не на вечно Болотной площади). Говорили о ситуации с призывом, в партии есть фракция солдатских матерей, так что на эту тему там всегда выступают со знанием дела, а также протестовали против вырубки химкинского леса под скоростную магистраль.
Броское название "День гнева" для своей первомайской акции использовали радикалы из "Левого фронта" вместе с жителями "Речника". Они хотели политической реформы, возвращения прямых выборов губернаторов, а также собирали мыло для столичного градоначальника. Интересно, что, по удивленным сообщениям активистов, милиционеры сперва конфисковывали мыло (чему радикалы, в общем, не удивлялись), а потом вернули его, повергнув этим протестующих в шоковое состояние. Небольшие шествия провели также движение "Солидарность" и ДПНИ.