04.05.2010 00:40
Экономика

"Внешэкономбанк" поддержал кредитами автобан и аэропорт

"Внешэкономбанк" поддержал кредитами автобан и аэропорт
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №94 (5173)
Читать на сайте RG.RU

На первый план в работе госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" вновь выходят проекты по поддержке реального сектора. Только за последний месяц ВЭБ подписал два соглашения о выделении "длинных" кредитов под инфраструктурные стройки на 25 миллиардов рублей: для платного участка трассы Москва - Санкт-Петербург и реконструкции аэропорта Пулково.

А в ближайшей перспективе банк планирует нарастить свое участие в проектах, связанных с высокими технологиями и инновациями, рассказал заместитель председателя банка Анатолий Балло. Рассматриваются и варианты поддержки автопрома. Среди наиболее интересных проектов - создание совместного предприятия российским "Соллерсом" и итальянским концерном "Фиат" в Набережных Челнах. Обсуждается и предоставление кредита под инвестпрограмму АвтоВАЗа.

Госкорпорация, напомним, создавалась три года назад как институт развития, призванный поддержать приоритетные отрасли отечественной экономики. Но во время кризиса ВЭБу пришлось работать фактически "банком спасения": через госкорпорацию выдавались субординированные кредиты банкам, реструктурировались ссуды российских компаний перед западными кредиторами. Теперь банк возвращается к функции государственного института развития, а на выходе из кризиса становится главным инвестором.

Из 60 миллиардов рублей, которые требуются на строительство платного участка дороги Москва - Санкт-Петербург, почти 30 миллиардов рублей концессионер получит в виде двадцатилетнего кредита от ВЭБа и Сбербанка. "Хотелось бы большего участия в финансировании частных инвесторов, коммерческих банков", - признает Балло. Но у коммерческих банков не хватает длинных ресурсов. Впрочем, планы развития частно-государственного партнерства не похоронены. Впоследствии негосударственная доля в концессии может быть увеличена, надеется Балло. ВЭБ, по его словам, ожидает, что в проект войдет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - за его счет госкорпорация может снизить свое участие в кредитовании. Кроме того, международные финансовые структуры будут участвовать в выкупе инфраструктурных облигаций, которые планируется выпустить на 10 миллиардов рублей под проект питерского автобана.

На реконструкцию аэропорта Пулково ВЭБ выделяет 15-летнюю ссуду на 10 миллиардов рублей. Его участие здесь стало решающим для иностранных кредиторов, дает понять Балло. От международных финансовых структур на реконструкцию аэропорта будет выделено около 500 миллионов евро. Участие госкорпорации, по мнению экспертов, помогло городским властям договориться о приемлемых условиях по этим кредитам. ВЭБ рассматривает сейчас несколько новых проектов по аэропортам. Кстати, в схеме платной дороги и аэропорта фактически впервые в нашей стране использован механизм синдицированного кредитования, когда большая ссуда выдается "на паях" несколькими банками.

Сейчас одобренный кредитный портфель ВЭБа под инвестиционные проекты составляет около 850 миллиардов рублей, заемщикам уже предоставлено финансирование на треть этой суммы, говорит Балло. На инфраструктурные проекты приходится примерно 30 процентов в общей доле ссуд. Но акценты будут постепенно смещаться. Госкорпорация продолжит поддержку дорожных строек, аэропортов и энергетических объектов, но ее участие в инфраструктурных проектах все больше будет сводиться, по выражению Балло, ко "сигнальному эффекту". То есть главным образом ВЭБ будет служить гарантом поддержки проектов со стороны государства и за счет этого способствовать привлечению частного капитала.

Банки ВЭБ.РФ