Минфин и минздравсоцразвития готовят изменения в законодательство об обязательном медицинском страховании (ОМС). Речь идет о повышении с 2011 года обязательных социальных страховых взносов организаций не до 32%, как предлагал ранее минфин, а до 34%, как запланировали разработчики Федерального закона N212-ФЗ. Дополнительные 2% страховых взносов планируется направить в Федеральный фонд ОМС. Эти средства, как объяснил премьер-министр, будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения с учетом индивидуальных особенностей территорий. В рамках модернизации здравоохранения за счет дополнительных поступлений будут профинансированы ремонт лечебных учреждений, их переоборудование и повышение качества медицинских услуг.
При этом предлагается закрепить в законопроекте ряд льгот по уплате социальных взносов. Так, суммарная нагрузка на фонд оплаты труда для инновационных организаций, резидентов технико-внедренческих зон, малых предприятий при вузах и научных центрах до 2020 года составит 14%, на СМИ - 26% в 2011 году с постепенным повышением течение последующих четырех лет. Но по общему правилу с 1 января 2011 года суммарные объемы социальных взносов увеличатся с нынешних 26% уже не на 6, а на 8 процентных пунктов.
Хотя указанные 34% будут взиматься не с прибыли организации, а с ее фонда оплаты труда, даже двухпроцентная дополнительная нагрузка на бизнес может оказать отрицательное влияние, особенно в период выхода из экономической рецессии и в условиях нехватки оборотных средств. Как правило, важнейшими для бизнеса оказываются инвестиции, осуществленные в период посткризисного восстановления. Поскольку способствуют как сглаживанию негативных последствий стагнации, так и сулят повышенные прибыли после нее. Таким образом, даже эти 2% могу стать причиной недополучения значительных прибылей, а значит, и тормозом к оживлению деловой активности в стране.
Дополнительные поступления в ФОМС оцениваются в 460 млрд рублей в течение ближайших двух лет - эта сумма сопоставима с третью иностранных инвестиций в Россию, запланированных минэкономразвития на 2010 год. Деньги планируется направить на ремонт и переоснащение больниц, а также на повышение качества оказания медицинских услуг гражданам. Такие затраты при условии их эффективного осуществления могли бы рассматриваться как долгосрочные инвестиции в повышение производительности труда в национальном масштабе. Однако в этих условиях общество - и прежде всего бизнес-сообщество как основной поставщик этих дополнительных доходов - вправе знать, каким образом, во-первых, будут определяться принципы распределения средств между конкретными лечебными учреждениями, а во-вторых, как будет реально обеспечено целевое использование соответствующих финансовых ресурсов.