06.05.2010 00:23
Общество

"Снайперские дуэли" описал легендарный тамбовский "охотник за бекасами"

Легендарный снайпер уничтожил сотни противников
Текст:  Евгений Писарев (Тамбов)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (5176)
Читать на сайте RG.RU

О необыкновенных способностях снайперов, об их умении маскироваться слагали легенды. Одной из таких легенд стал и снайпер Евгений Николаев.

Появление на передовой снайпера такого класса, как Николаев приравнивалось к подходу свежей стрелковой роты. Или даже батальона, если учесть, что на снайперском счету Николаева 324 уничтоженных солдата противника, в том числе и один генерал. Работа снайпера наводила панику на врага, и если удавалось обнаружить его "гнездо", то по нему открывали ураганный огонь из всех видов оружия.

В школу снайперов Николаев попал на третий месяц войны из роты разведки. Смена военной профориентации не была для него неожиданной. Еще до войны он два года занимался спортивной стрельбой в секции при Тамбовском вагонном техникуме, где заработал полный набор оборонных значков. Снайперская "академия" располагалась под Ленинградом в глубине Шереметьевского парка, но матери в Тамбов он написал, что теперь находится на учебе в глубоком тылу, что войной здесь и не пахнет. Хотя порохом пахло отчетливо, но он считал, что слова "глубокий тыл" должны подействовать на мать успокаивающе.

А уже в конце 1941 года в эвакогоспитале № 1170, который располагался в Александро-Невской лавре, хирург пинцетом извлекал из живота командира стрелкового взвода старшего сержанта Николаева детали часового механизма - винтики, колесики. Осколок мины разбил и буквально вогнал в его тело подарочные карманные часы с гравировкой: "Тов. Николаеву Е. А. за боевое отличие в борьбе с немецким фашизмом от Военного совета армии". И кто его знает, может быть, часы эти и спасли тогда от верной смерти. В том бою Николаеву пришлось отложить снайперскую винтовку и лечь за пулемет, прикрывая отход роты. И тут, как он вспоминал позже, "рядом чавкнула мина" и он поймал два осколка - в руку и в живот.

Из-за необычного ранения Николаев стал в госпитале знаменитостью и объектом беззлобных шуток. "Тише! Слышите… - раздавался среди общего гама чей-нибудь голос. - Раненые начинали прислушиваться. - Слышите, у Женьки в животе часы бьют. Обедать пора".

В январе 1942 года Политотдел Ленинградского фронта подарил ему новые часы, а еще через месяц выздоравливающего Николаева пригласили в Смольный, где проходил слет снайперов Ленинградского фронта. Нескольким присвоили звания Героя Советского Союза, и первым в списке награжденных значился лейтенант Николай Андреевич Козлов, уничтоживший свыше 300 фашистов. Названы были имена и тех, кого наградили посмертно. Снайперский счет самого Николаева на тот момент остановился на 76, и на слете ему вручили орден Красного Знамени, а также именную снайперскую винтовку с гравировкой: "Истребителю фашистов снайперу Николаеву Е. А. от Политуправления Ленфронта. 22.2.42 г." Эта винтовка ныне хранится в Тамбовском областном краеведческом музее.

В конце 1942 года уже старшего лейтенанта Николаева перевели служить в должности оперуполномоченного отдела контрразведки "Смерш", и его снайперский счет оборвался на 324. А через 30 лет Николаев начал кропотливо собирать информацию о прославленных снайперах, делать выписки из воспоминаний товарищей по оружию, восстанавливать историю снайперского движения. И вот в 1985 году в Лениздате вышла его книга "Звезды на винтовке". В этом году в Москве под названием "Снайперские дуэли" появилось дополненное издание этой книги.

Кроме этого, Евгений Николаев много лет собирал архивные материалы о снайперах, переписывался с ветеранами и написал еще одну книгу - об истории снайперского движения в годы войны. После смерти автора рукопись хранилась в его семье, и только в этом году стараниями его внучки Дины Николаевой книга вышла в свет под названием "Советские снайперы в бою". Есть в ней и глава о мастерах меткой стрельбы в мировой истории. Читателю, например, будет интересно узнать, что первыми снайперами были егеря, которые особенно проявили себя в эпоху Наполеоновских войн. А сам термин получил распространение среди британских солдат, служивших в Индии. Охота на бекасов (по-английски to snaipe) требовала от охотника особой сноровки, и скоро слово snaiper стало синонимом понятия "меткий стрелок" и вошло в русский язык. 

История Тамбов Центральная Россия