Тюмень приступила к беспрецедентной для Уральского округа транспортной реформе. Кардинально меняется вся система обслуживания пассажиров на муниципальных маршрутах, сложившаяся еще в девяностые годы. Пока и горожане, и транспортные компании относятся к нововведениям неоднозначно.
"Рогатых" списали в утиль
Первый этап реформы начался еще прошлой осенью. Тогда в областном центре ликвидировали троллейбусную сеть, о чем писала "РГ". "Рогатых" обвинили в том, что они способствуют созданию заторов, и списали в утиль. Выиграл бюджет, который больше не желал содержать убыточный троллейбусный парк, а также автотранспортные предприятия - они стали монополистами. Но теперь и им предстоит пережить неприятные минуты.
Как заявляют в городской администрации, одним из мотивов грядущих преобразований послужило большое количество дублирующих друг друга маршрутов. На центральных магистралях выстраиваются нередко целые "автопоезда". По аналитическим выкладкам муниципального управления по транспорту, интенсивность движения составляет 375 машин в час, тогда как оптимальная пропускная способность - втрое меньше. Нередко на остановках "толкаются" 6-9 машин.
Холостой пробег
В транспортном сервисе Тюмени ведущую роль играет малый бизнес. Индивидуальным предпринимателям принадлежит большая часть вместительных автобусов - комфортабельных и мощных, раньше эксплуатировавшихся в Европе. Средний возраст машин - за 20 лет. Тем не менее поломки с ними случаются реже, нежели у отечественных автобусов. Последние находятся в распоряжении двух ПАТП.
Стоимость проезда что в частных, что в муниципальных автобусах давно сравнялась и достигла 14 рублей. Цена, как водится, перевозчиков не устраивает. У двух ПАТП хронические убытки, ежедневно в "минус" уходит 300 - 400 тысяч рублей. По данным городского управления по транспорту, себестоимость проезда на муниципальном автобусе доходит до 25 рублей. Разницу покрывает казна, но чиновники не скрывают раздражения: автобусники съедают деньги, которые должны идти на "социалку".
Ценой билета недоволен и мелкий бизнес. Он остается рентабельным, несмотря на то, что приходится перевозить бесплатно не менее половины пассажиров, льготников разных категорий. Эти затраты частникам до последнего времени бюджет не компенсировал, предприниматели выигрывали за счет упрощенного налогообложения и возможности не обслуживать "разорительные" маршруты: дачные и связывающие центр с малонаселенными окраинами. Плюс к тому солидная экономия за счет произвольного сокращения числа рейсов в дневные и вечерние часы, вопреки контрактным обязательствам.
С января количество сорванных рейсов зашкалило за 100 тысяч. Частники отказываются "гонять по улицам пустые автобусы", периодически напоминая о долгах за льготников. Владельцы маршрутных такси ведут себя аналогично, хотя их пока не обязали перевозить пенсионеров и ветеранов. Не располагает к поездкам в поздний час и график движения: после восьми вечера из микрорайонов невозможно уехать.
Электронный козырь
Именно этим недовольством и воспользовались муниципальные власти. Они утверждают, что заставят перевозчиков курсировать по городу до полуночи. Не административным кнутом, а экономическим рычагом. Планируется, что уже в июне безналичная оплата проезда будет введена в автобусах, а к осени - в маршрутках. Развертывается сеть терминалов для обслуживания пластиковых проездных стоимостью 50 рублей. Стоит только пополнить баланс энной суммой и - более нет нужды греметь мелочью. Переносные валидаторы есть у всех кондукторов. Пока картами воспользовалась незначительная часть пассажиров. Но с 1 июня их поставят перед выбором: либо езди по карте за 14 рублей, либо без нее за 18.
У предпринимателей, по сути, исчезнет стимул увеличивать пассажирооборот. Муниципалитет будет оплачивать их труд из общей кассы по усреднено-дифференцированной сетке, исходя из километра пробега, напряженности и загруженности маршрута, вместимости автобуса. Сколько наездил - столько перечислят на счет юридического лица. Поленился сделать вечерний рейс - ни копейки за него не получишь. Хозяевам машин сулят денежные транши через каждые пять дней. Какой процент будут брать посредники-операторы - неизвестно.
Контролировать соблюдение расписания чиновники хотят из космоса. Подразумевается, что владельцы больших и малых автобусов на свои средства приобретут и смонтируют GPS-навигаторы для спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Без них участие в муниципальном конкурсе исключается. Еще одна неизбежная трата - покупка стационарного валидатора. Где его установить в небольшой "Газели" не в ущерб количеству мест и удобству пассажиров, никто толком разъяснить не в состоянии. Попутный вопрос: каким образом водителю микроавтобуса отслеживать фиксацию валидатором транспортной карты?
- Мы прикинули, в какую сумму выльется покупка оборудования, - минимум в 40 тысяч рублей. Это доход за месяц. Надеемся, что конкурсы будут честными - среди независимых поставщиков, а не среди фирм, близких к чиновникам. Требование покупки навигатора до оглашения итогов конкурса, на наш взгляд, сродни вымогательству: проиграл - 15 тысяч на ветер. К тому же пока никто не гарантирует бесперебойное действие системы ГЛОНАСС, - говорит бизнесмен Антон.
Вывод из тени
В администрации города развеяли тревогу перевозчиков. Кондукторов на улицу не выгонят. Вместе с тем корреспонденту "РГ" сообщили о предстоящем приобретении у столичной компании партии отечественных валидаторов для пробной эксплуатации в салонах разной вместимости.
Вне обсуждения судьба протяженных дублирующих маршрутов. В компактной 600-тысячной Тюмени их либо укоротят, либо вовсе прикроют. Пассажирам "дальнего следования" предложат пересаживаться с автобуса на автобус в зонах транспортного ожидания. Кстати, по мнению наблюдателей, для таких зон свободных площадок в городе почти нет. Утешительный бонус: если с момента активации на карте первой поездки минуло менее часа, вторая обойдется бесплатно.
Еще одно направление оптимизации - увеличение интервала движения для большей наполняемости автобусов. Однако в часы пик салоны переполнены. Искусственное сокращение рейсов неизбежно приведет к давкам.
Наконец, долгосрочная задача - вытеснение "Газелей", отнесенных к небезопасным и некомфортным видам транспорта, замена старых европейских автобусов какими-либо другими, но современными. Власти намерены подвигнуть предпринимателей к обновлению парка путем введения более высокой ставки оплаты перевозок на "хороших машинах".
- Сколько ни ругай "Газель", но она в 3-4 раза дешевле европейских аналогов. Покупка новых европейских автобусов перевозчикам вовсе не по карману. Приобретать же российские и белорусские они принципиально не хотят - ремонт съест все доходы. Без бюджетной поддержки тут вряд ли обойдешься, - говорит исполнительный директор НП "Союз частных перевозчиков" Александр Костырев.
Как заявлено на рабочем совещании в администрации города, комплекс мер позволит сократить бюджетные траты примерно на 60 - 80 миллионов рублей.
- Обосновывая необходимость централизации сбора и распределения транспортных доходов, чиновники ссылаются на необходимость выведения из тени частного сектора, обеспечения прозрачности финансовых потоков, сокращения дотаций на общественный транспорт. В том числе, похоже, за счет кошелька граждан: из-за сокращения маршрутной сети пересаживаться и платить придется чаще. Муниципалитет, контролирующий выручку, превращается в работодателя для всех перевозчиков, который в состоянии ставить условия, прежде неприемлемые. Заключить, к примеру, с частниками договоры на обслуживание дачных маршрутов, - считает консалтинговый аналитик Дмитрий Мальцев.
Сергей Роженцев, заместитель главы Тюмени:
- В основу наших планов положено многотомное научное исследование состояния, развития и возможностей оптимизации дорожно-транспортной сети Тюмени. Приоритеты таковы: в первую очередь соблюсти интересы жителей, затем перевозчиков и в последнюю - бюджета. В перспективе реально, на наш взгляд, добиться снижения себестоимости поездки при условии компенсационных выплат за обслуживание льготников. В числе прочего мы добиваемся обеспечения безопасности перевозок. Чтобы водители сидели за рулем не 12-14 часов в день, а восемь. Чтобы управляли надежными, комфортными, экологически безопасными автобусами. Для решения поставленных задач мы намерены использовать исключительно экономические стимулы.
Екатеринбург
Проезд в муниципальном общественном транспорте стоит 14 рублей, поездка на частном автобусе или маршрутке обойдется в 12 рублей.
С января в городе стартовал эксперимент "ЕКАРТа". Эта пластиковая карта, которой можно расплачиваться во всех видах муниципального транспорта. К эксперименту присоединились и три частных перевозчика, которые обслуживают пять городских маршрутов.
В первую очередь перевели на электронную систему льготников и пенсионеров. Они могут бесплатно получить карту и пользоваться двумя социальными тарифами. Первый - единый проездной, когда за 300 рублей в месяц льготник покупает право безлимитного проезда в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро. Второй тариф называется "10 поездок за 120 рублей". Одна поездка обходится льготнику в 12 рублей, то есть на два рубля ниже стандартной стоимости проезда.
Все остальные екатеринбуржцы могут купить карту за 75 рублей. Ее можно использовать как электронный кошелек либо как безлимитный проездной, который стоит 1500 рублей в месяц.
За четыре месяца социальные транспортные карты получили 260 из 300 тысяч льготников. Еще порядка 20 тысяч жителей Екатеринбурга приобрели "ЕКАРТу" за 75 рублей.
Как отметил Алексей Курлыков, председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга, переход на электронный проездной позволит организовать систему учета, узнать основные пересадочные узлы и следить за трафиком движения пассажиров. В будущем это поможет развивать маршрутную сеть и разрабатывать новые схемы движения общественного транспорта.
Челябинск
С апреля 2008 года стоимость проезда составляет 10 рублей для электротранспорта и 12 рублей в автобусах и маршрутных такси, принадлежащих муниципальным транспортным предприятиям.
Общественный транспорт пока проигрывает конкуренцию маршруткам. В муниципальных автобусах ездят многочисленные льготники, а компенсация за них отстает от реального числа поездок. Впрочем, запланированное наведение порядка в сфере маршрутных перевозок сулит транспортникам увеличение числа пассажиров. Равно как и обновление автопарка. Благо, чадящие "Икарусы", закупленные в 1990-х, встречаются на улицах все реже и реже. Сдали позиции и корейские автобусы. В последнее время для Челябинска десятками закупались российские модели, вполне надежные и комфортные.
Первые автобусы выходят на маршрут в шесть утра и, в зависимости от востребованности, курсируют до 20 - 23 часов. Довольно разветвленная сеть троллейбусов и трамваев, дублирующая основные направления, действует чуть дольше. То же можно сказать и о маршрутках.
Оплата проезда в маршрутных такси осуществляется исключительно наличными. Во всех муниципальных автобусах кондуктор примет к оплате как деньги, так и пластиковые карты.
Последними преимущественно пользуются пенсионеры, учащиеся и граждане, имеющие право на льготный проезд, - компенсация начисляется на так называемые "социальные карты челябинца". Кроме того, любой горожанин может воспользоваться "транспортной картой". Этот вариант "электронного кошелька" позволяет перемещаться на любом виде общественного транспорта, причем выигрыш при его использовании варьируется от 30 копеек до 2 рублей за каждую поездку. Величина скидки устанавливается на момент пополнения счета, максимальную можно получить, положив на карту свыше 700 рублей. Пополнить карты можно как в пунктах их распространения, так в отделениях банков и салонах сотовой связи.
В общей сложности всеми видами пластиковых проездных в Челябинске пользуются более 100 тысяч горожан. Вначале эти новации и связанные с их внедрением шероховатости вызвали недовольство жителей. Спустя несколько лет картами охотно пользуется не только молодежь, но и люди пожилого возраста.