Центральным событием Дня Победы стал грандиозный военный парад на Красной площади Москвы.
Он был не только юбилейным, не просто праздничным, но во многих отношениях необычным.
Если бы подобные мероприятия заносили в Книгу рекордов Гиннесса, торжественный марш 9 Мая занял бы там почетное место. Еще никогда в новейшей российской истории на главную площадь страны не выводили такое количество солдат и офицеров - 11335. Еще никогда на парадах в таком разнообразии не была представлена современная боевая техника. Ее соседство с лучшими танками Второй мировой войны - знаменитыми Т-34 и фронтовыми самоходками СУ-100 только подчеркивали неразрывную связь времен.
"Тридцатьчетверки" мы привыкли видеть на постаментах и в музеях. Они стали своеобразным символом Великой Победы. Но до юбилейного парада мало кто знал, что армейских базах хранения до сих пор держат несколько десятков Т-34. Накануне торжественного марша министр обороны Анатолий Сердюков признавался корреспонденту "РГ", что решение выставить их на парад далось ему непросто. Во-первых, эти машины долгое время не эксплуатировали, и перед маршем по Красной площади каждый танк требовалось разобрать чуть ли не до винтика. Во-вторых, "тридцатьчетверки" пришлось гнать эшелонами из Сибири в подмосковное Алабино, где военные тренировались к параду. Наконец, уже в Подмосковье танки надо было укомплектовать экипажами, успеть за несколько недель так выучить механиков-водителей, чтобы ни у кого не возникло сомнений - за рычагами Т-34 сидят настоящие мастера.
Последняя задача, заметим, оказалась самой простой - к счастью, в нашей армии не перевелись специалисты экстра-класса. А вот технические нюансы отняли у танкистов немало времени и сил. Причем некоторые проблемы им пришлось решать, что называется, на ходу. Не секрет, что всю гусеничную технику для сохранения московских дорог перед маршем обули в специальные накладки. Приготовили их и для Т-34. Однако "шлепанцы" танку явно не понравились, и он перестал слушаться водителя. Пришлось оголить траки, а на Красную площадь "тридцатьчетверки" доставить на специальных тягачах. Зато сколько радости ветеранам доставил бравый вид любимых танков, гордо шествующих впереди механизированной колонны. Надо было видеть, как оживились фронтовики при виде знакомой машины, как они что-то втолковывали сидящим рядом ребятишкам ( на юбилейный парад многие ветераны пришли с правнуками и правнучками) и одобрительно кивали друг другу седыми головами.
Впрочем, к современной технике фронтовики проявили не меньший интерес. Тем более, что военные приготовили им несколько сюрпризов. Впервые по брусчатке Красной площади проехали бронированные разведывательно-патрульные машины "Дозор" и зенитно-ракетные системы С-400 "Триумф", которые сегодня прикрывают столичное небо. Как в далеком 41-м, прямо с завода отправились на парад новейшие зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего действия "Панцирь-С1". Наконец, на торжественный марш опять же впервые выставили самое, пожалуй, мощное и самое секретное на сегодняшний день российское оружие - подвижные грунтовые комплексы стратегического назначения "Тополь-М". Не макеты, не обшитые фанерой восьмиосные тягачи, а настоящие ядерные системы, еще месяц назад стоявшие на боевом дежурстве в Ивановской области.
А что новенького приготовили к юбилейному параду пешие строи? Главным отличием вчерашнего марша стало участие в нем представителей армий СНГ, стран антигитлеровской коалиции и Польши - всего более тысячи солдат и офицеров. Все они шагали под своими знаменами, в своей форме, но под наши марши и с российскими парадно-юбилейными медалями на груди. Получилось красиво. Учитывая, что в победном Мае 45-го совместных советско-англо-американо-французских торжественных прохождений почти не было, можно считать, что 65 лет спустя победители свое наверстали. Отдельное спасибо нашему руководству за туркменский конный выезд. Когда южные соседи попросили выпустить на Красную площадь офицера на белом ахалтекинце, вопросов было немало. Но навстречу просьбе все-таки пошли. На генеральной репетиции лошадь малость повзбрыкивала. Но 9 Мая, словно вспомнив, что она - потомок легендарного коня, на котором в 1945 году принимал Парад Победы Маршал Георгий Константинович Жуков, ахалкетинец вел себя по-военномуобразцово.
Накануне Дня Победы над столицей гуляли тучи, и организаторы парада волновались по поводу авиационной части праздника. Организовать пролет над центром Москвы более 120 самолетов и вертолетов - сложнейшая задача даже в хорошую погоду. А если ударит дождь или поднимется ветер? На этот случай был подготовлен сокращенный вариант авиационного парада. К счастью, он не пригодился, и в течение почти двадцати минут зрители были свидетелями грандиозного зрелища. Стратегические бомбардировщики и самый большой в мире военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", истребители, штурмовики, перехватчики, вертолеты разных модификаций и назначения не просто пролетели над Красной площадью, а выстроили в московском небе гигантские цифры "65", ромб и тактическое авиакрыло, сымитировали дозаправку в воздухе. А под конец разукрасили небосвод гордым российским трико
лором. Эта была действительно победная точка в победном Параде.