10.05.2010 01:00
Власть

Парад Победы на Красной Площади достоин Книги рекордов Гиннеса

Исполнилось 65 лет Великой Победы над фашизмом
Текст:  Виктор Васенин Юрий Гаврилов Константин Завражин
Российская газета - Столичный выпуск: №98 (5177)
Читать на сайте RG.RU

Центральным событием Дня Победы стал грандиозный военный парад на Красной площади Москвы.

Он был не только юбилейным, не просто праздничным, но во многих отношениях необычным.

Если бы подобные мероприятия заносили в Книгу рекордов Гиннесса, торжественный марш 9 Мая занял бы там почетное место. Еще никогда в новейшей российской истории на главную площадь страны не выводили такое количество солдат и офицеров - 11 335. Еще никогда на парадах в таком разнообразии не была представлена современная боевая техника. Ее соседство с лучшими танками Второй мировой войны - знаменитыми Т-34 и фронтовыми самоходками СУ-100 - только подчеркивали неразрывную связь времен.

"Тридцатьчетверки" мы привыкли видеть на постаментах и в музеях. Они стали своеобразным символом Великой Победы. Но до юбилейного парада мало кто знал, что в армейских базах хранения до сих пор держат несколько десятков Т-34. Накануне торжественного марша министр обороны Анатолий Сердюков признавался корреспонденту "РГ", что решение выставить их на парад далось ему непросто. Во-первых, эти машины долгое время не эксплуатировали, и перед маршем по Красной площади каждый танк требовалось разобрать чуть ли не до винтика. Во-вторых, "тридцатьчетверки" пришлось гнать эшелонами из Сибири в подмосковное Алабино, где военные тренировались к параду. Наконец, уже в Подмосковье танки надо было укомплектовать экипажами, успеть за несколько недель так выучить механиков-водителей, чтобы ни у кого не возникло сомнений: за рычагами Т-34 сидят настоящие мастера.

 
Салют победы.
Видео: Константин Завражин

Последняя задача, заметим, оказалась самой простой - к счастью, в нашей армии не перевелись специалисты экстра-класса. А вот технические нюансы отняли у танкистов немало времени и сил. Причем некоторые проблемы им пришлось решать, что называется, на ходу. Не секрет, что всю гусеничную технику для сохранения московских дорог перед маршем обули в специальные накладки. Приготовили их и для Т-34. Однако "шлепанцы" танку явно не понравились, и он перестал слушаться водителя. Пришлось оголить траки, а на Красную площадь "тридцатьчетверки" доставить на специальных тягачах. Зато сколько радости ветеранам доставил бравый вид любимых танков, гордо шествующих впереди механизированной колонны. Надо было видеть, как оживились фронтовики при виде знакомой машины, как они что-то втолковывали сидящим рядом ребятишкам (на юбилейный парад многие ветераны пришли с правнуками и правнучками) и одобрительно кивали друг другу седыми головами.

Впрочем, к современной технике фронтовики проявили не меньший интерес. Тем более что военные приготовили им несколько сюрпризов. Впервые по брусчатке Красной площади проехали бронированные разведывательно-патрульные машины "Дозор" и зенитно-ракетные системы С-400 "Триумф", которые сегодня прикрывают столичное небо. Как в далеком 41 м, прямо с завода отправились на парад новейшие зенитные ракетно-пушечные комплексы ближнего действия "Панцирь-С1".

Наконец, на торжественный марш опять же впервые выставили самое, пожалуй, мощное и самое секретное на сегодняшний день российское оружие - подвижные грунтовые комплексы стратегического назначения "Тополь-М". Не макеты, не обшитые фанерой восьмиосные тягачи, а настоящие ядерные системы, еще месяц назад стоявшие на боевом дежурстве в Ивановской области.

Открытый "ЗИЛ", на котором Анатолий Сердюков вчера принимал военный парад, заслуживает отдельного разговора. Это совершенно новая машина, впервые принимающая участие в торжественном марше по Красной площади. Она представляет собой укороченный вариант семейства так называемых правительственных

"ЗИЛов". Каждая система там продублирована. Вручную собраны не только двигатель и ходовая часть, но даже кузов. Накануне 9 Мая в специальной мастерской было изготовлено три "ЗИЛа": в двух машинах на Параде Победы ехали министр обороны и командующий МВО, третий был резервным. Интересная деталь: как и любой другой автомобиль, каждый парадный "ЗИЛ" зарегистрирован в столичной ГАИ, имеет собственный государственный номер. Однако перед проездом по Красной площади их с машин обычно снимают.

За руль лимузинов всегда садятся только офицеры, причем в звании не ниже подполковника. Как правило, это командир автомобильной воинской части и его заместитель.

Особые требования предъявляют и к установленной на парадных машинах аппаратуре специальной связи. Микрофоны на парадных "ЗИЛах" никогда не фонят, не реагируют на порывы ветра и дождевые струи. Вчера во время объезда войск министру обороны и командующему парадом не пришлось даже наклонять голову к микрофону: звук рождался как бы помимо их воли, широко разносясь над Красной площадью. Секрет акустики кроется в уникальных технологиях, примененных в комплексе спецсвязи. Даже поролоновые чехлы на микрофонах - звукопроводящие.

А что новенького приготовили к юбилейному параду пешие строи? Главным отличием вчерашнего марша стало участие в нем представителей армий СНГ, стран антигитлеровской коалиции и Польши - всего более тысячи солдат и офицеров. Все они шагали под своими знаменами, в своей форме, но под наши марши и с российскими парадно-юбилейными медалями на груди. Получилось красиво. Учитывая, что в победном мае 45-го совместных советско-англо-американо-французских торжественных прохождений почти не было, можно считать, что 65 лет спустя победители свое наверстали. Отдельное спасибо нашему руководству за туркменский конный выезд. Когда южные соседи попросили выпустить на Красную площадь офицера на белом ахалтекинце, вопросов было немало. Но навстречу просьбе все-таки пошли. На генеральной репетиции лошадь малость повзбрыкивала. Но 9 Мая, словно вспомнив, что она - потомок легендарного коня, на котором в 1945 году принимал Парад Победы Маршал Георгий Константинович Жуков, ахалтекинец вел себя по-военному образцово.

Накануне Дня Победы над столицей гуляли тучи, и организаторы парада волновались по поводу авиационной части праздника. Организовать пролет над центром Москвы более 120 самолетов и вертолетов - сложнейшая задача даже в хорошую погоду. А если ударит дождь или поднимется ветер? На этот случай был подготовлен сокращенный вариант авиационного парада. К счастью, он не пригодился, и в течение почти двадцати минут зрители были свидетелями грандиозного зрелища. Стратегические бомбардировщики и самый большой в мире военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", истребители, штурмовики, перехватчики, вертолеты разных модификаций и назначения не просто пролетели над Красной площадью, а выстроили в московском небе гигантские цифры "65", ромб и тактическое авиакрыло, сымитировали дозаправку в воздухе. А под конец разукрасили небосвод гордым российским триколором. Это была действительно победная точка в победном Параде.

Армия