Вчера Дмитрий Медведев провел в Горках совещание в формате видеоконференции, посвященное трагедии в Кузбассе. Оно началось с минуты молчания.
"Происшествие на шахте "Распадская" очень тяжелое и достаточно неожиданное с учетом того, что это одна из наиболее современных шахт, - отметил президент. - Всем необходимо продолжить работу. Я буду держать ситуацию под личным контролем, отдельно займусь вопросами медицинской помощи".
Для лечения задействованы пять областных лечебных учреждений, шесть человек доставлены в Москву, сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. С экрана монитора врачи ведущих больниц заверили собравшихся, что у них есть все необходимое оборудование.
В этом президент решил убедиться лично, навестив шахтеров в медицинском биофизическом центре имени Бурназяна в Москве. Четверо горняков лежали в реанимации, но, как сами признались президенту, чувствовали себя хорошо. Впрочем, медики были более реалистичны. "У людей баротравмы, ожоги до 20 процентов, ожоги верхних дыхательных путей, переломы", - пояснил главврач Константин Котенко. Хотя и не стал отрицать, что прогноз довольно оптимистичный.
Глава государства уточнил, достаточно ли средств и оборудования для оказания помощи. "У нас все есть: расходные материалы, кровь, плазма. Мы уже имеем опыт оказания такой помощи - у нас на лечении находились пострадавшие в результате пожара в Перми", - заверил его Котенко. "Но все равно, если чего-то не будет хватать, министр поможет", - указал Медведев на Голикову.
Семьи погибших и пострадавших получат компенсации из федерального и регионального бюджетов, выплаты по социальному страхованию и пособия работодателя. Как уточнил министр энергетики Сергей Шматко, семьям погибших работодатель выделит по 1 миллиону рублей, а несовершеннолетние дети каждый месяц будут получать по 10 тысяч рублей.
Первый вице-премьер Виктор Зубков, возглавивший специальную комиссию по спасательным работам и оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших, сообщил, что по линии правительства материальная помощь семьям погибших составит 1 млн рублей. Серьезно пострадавшим будет выплачено по 400 тыс. рублей, а тем, кто получил небольшие травмы, - по 200 тыс. рублей. По миллиону рублей выделит и Кемеровская область, вышел на конференц-связь губернатор Аман Тулеев. "Кроме того, будут решены жилищные проблемы семей", - заверил он.
Президент подписал Закон "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", предусматривающий доплаты к трудовой пенсии. Однако он заметил, что это не связано с трагедией на шахте, а было запланировано заранее.
Глава государства призвал провести "максимально тщательное" расследование причин аварии, понять, насколько соблюдалось законодательство, и поставить вопрос о привлечении виновных к ответственности. "Генеральному прокурору надо провести необходимые мероприятия и доложить о том, каковы причины произошедшего", - сказал он.
Главе МЧС Сергею Шойгу президент поручил провести технологическое исследование взрывов. "Сразу же после взрыва мы с вами созвонились, и уже тогда было понятно, что концентрация метана была запредельная, что, к сожалению, привело к повторному взрыву", - обратился он к министру. "Действительно, повторный взрыв был кратно сильнее первого взрыва, видимо, в результате скопления метана", - согласился тот.
Шойгу заметил, что, по мнению специалистов, шахта была одной из лучших в мире. Причиной взрыва мог стать выброс метана, не исключил он: "Есть предварительная версия, что взорвался газ и угольная пыль. Большие силы науки привлечены для того, чтобы понять, что произошло. Разрушения колоссальные". Тем не менее шахта будет восстановлена. Об этом вчера рассказал Тулеев: она является градообразующей и тесно связана с металлургической промышленностью.
Основные системы вентиляции уже готовы, но из-за риска повторного взрыва их запуска пока не будет. Вчера завершилась и подача электричества на все стволы. "Мы пытаемся исключить все риски, но при поступлении кислорода угроза кратно повышается, - пояснил Шойгу. - Возможно, придется эвакуировать персонал из зданий".
"К сожалению, работы усложняются, - вздохнул министр. - Остается все меньше надежды на поиск в дальнейшем живых". Но спасательная операция не останавливается: "Сложности, возникшие в связи с водооткачкой в нижних участках шахты, заставляют нас максимально активизировать работу". Пока остаются два проблемных участка: в одном находилось шесть шахтеров, в другом - четыре. "Впервые встречаем аварию с такими разрушениями", - печально констатировал Шойгу.
Спасателям остается обследовать 311 километров туннелей. Там еще могут быть люди.