11.05.2010 00:51
Экономика

Основные фонды предприятий Пермского края изношены на 70 процентов

Основные фонды предприятий Пермского края изношены на 70 процентов
Текст:  Константин Бахарев (Пермь)
Российская газета - Экономика Поволжья: №0 (5178)
Читать на сайте RG.RU

Промышленные предприятия не спешат инвестировать средства в переоснащение травмоопасных производств.

С помощью каких рычагов надзорные органы могут повлиять на собственников предприятий, корреспонденту "РГ" рассказал руководитель Западно-Уральского управления Ростехнадзора Александр Кондалов.

Российская газета: Александр Николаевич, охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию с промышленной безопасностью в Пермском крае.

Александр Кондалов: Под надзором нашего управления находится более 4500 организаций, эксплуатирующих 11 тысяч 299 опасных производственных объектов. Основная проблема - большой износ производственных мощностей. На некоторых предприятиях он достигает 70 процентов. Такое положение мы наблюдаем в металлургии, химической промышленности, на объектах котлонадзора. Очень стары и давно не обновлялись подъемные сооружения - лифты и краны. Та же ситуация и с магистральными газо- и нефтепроводами.

Все это может привести к травмированию людей. Например, такой несчастный случай произошел 13 марта 2009 года при бурении скважины на Трифоновском месторождении. Во время работы на буровой разрушились болты, скрепляющие трубу. Отлетевший осколок, пробив защитную каску, попал в голову помощнику бурильщика, причинив ему тяжелую травму. Причиной этого стал целый ряд нарушений, допущенных руководством предприятия, в том числе эксплуатация некомплектного оборудования и недостатки в обучении безопасным приемам труда. Всего в прошлом году нами зарегистрировано восемь аварий на производстве, при этом произошло шесть несчастных случаев со смертельным исходом.

РГ: Почему собственники не заинтересованы в обновлении производственного оборудования?

Кондалов: Обновление основных фондов - это серьезные затраты. Люди, владеющие предприятиями, самые разные, у нас в крае, например, есть и боксеры, и актеры. Причем они зачастую проживают в других регионах или за границей и не видят, что происходит на их предприятиях. Прибыль идет - и ладно. А о промышленной безопасности можно не думать. Порою бывает и так - получили предприятие в собственность, откачали деньги и бросили.

Конечно, у нас есть союзники. В первую очередь управленцы - директора предприятий, главные инженеры, часть акционеров. Эти люди заинтересованы в том, чтобы завод работал устойчиво, имел стабильную прибыль и, конечно, обходился без аварий и чрезвычайных происшествий.

РГ: Идете ли вы навстречу бизнесу при обнаружении каких-либо нарушений?

Кондалов: Если наши инспекторы находят нарушение и оно впоследствии не устраняется в установленные сроки, то предприятие однозначно подвергается наказанию. Компромиссов здесь быть не может. Безусловно, мы изучаем все причины и условия, благодаря которым нарушение стало возможным, помогаем в его устранении. Выбираем и способ воздействия: иногда можно ограничиться предписанием, в котором указано, что и за какой срок следует устранить. Можем применить меры административного воздействия, штраф, например. И в самых тяжелых случаях имеем право через суд приостановить деятельность предприятия.

В прошлом году мы провели 5635 обследований. При этом инспекторы нашего управления нашли 45 тысяч 68 нарушений. Было составлено 1895 протоколов, сумма начисленных штрафов превысила пять миллионов рублей. Кроме того, в отношении 22 хозяйствующих субъектов были составлены протоколы о временном запрете деятельности.

РГ: Много ли раз вы закрывали предприятия в Пермском крае?

Кондалов: В прошлом году мы не раз обращались в суд с просьбой о приостановлении работы того или иного предприятия. Деятельность нескольких из них была остановлена. Но надо понимать, что это крайняя мера, когда продолжение работ может привести к травмам.

С другой стороны, закрытие предприятий влечет за собой ряд серьезных последствий, социальных и экономических. Люди остаются без работы, средств к существованию, страдает экономика, поэтому мы всегда очень тщательно и взвешенно подходим к избранию такой меры, понимая, что это серьезная ответственность.

РГ: Как, по-вашему, можно улучшить состояние промышленной безопасности в Пермском крае?

Кондалов: Необходимо на каждом предприятии иметь фонд для оперативного решения проблем безопасности. Сейчас суммы заложены в бюджете на различные цели, а если случается ЧП или складывается предаварийная ситуация, то управленцы вынуждены терять время, добиваясь выделения дополнительных сумм для их устранения.

А если бы в распоряжении, скажем, главного инженера находилась резервная сумма для решения оперативных вопросов промышленной безопасности, все было бы проще и быстрее.

РГ: Сейчас в промышленности, строительной области повсеместно начали создаваться саморегулируемые организации. Они не являются вашими конкурентами в сфере надзора за промышленной безопасностью?

Кондалов: Конечно, нет. Обеспечение надзора за промышленной безопасностью - это государственная функция. Система саморегулируемых организаций только еще выстраивается. Предприятия выбирают, с кем объединиться. Процесс пока идет тяжело, но все же идет. Этим общественным организациям мы окажем всемерную поддержку.

С другой стороны, именно на нас возложена функция контроля за деятельностью СРО в такой обширной отрасли, как строительство. Создание таких СРО, то есть их регистрация, внесение и ведение реестра саморегулируемых организаций, тоже происходит у нас, в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Охрана труда Пермский край