С тех пор как весенние "каникулы" разделили в пользу зимних, путевки на май раскупают менее охотно, но все равно именно по майским праздникам определяется спрос на лето. А он в этом году, констатируют туроператоры, был гораздо выше, чем в прошлом кризисном году.
Хотя полностью рынок еще не восстановился - на уровень 2008 года, самого удачного с точки зрения туризма, турфирмы пока не вышли. Если в прошлом году гражданам помешали финансовые трудности, то нынешние майские праздники прошли для них с налетом ирландского пепла. Перманентные запреты на полеты вынудили отказаться от путевок или перенести их на более поздние даты порядка 5-7 процентов туристов. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), больше всего отказов произошло по турам в Европу. А вот Египет, наоборот, прибавил сразу 10 процентов отдыхающих по сравнению с маем прошлого года. И вышел в лидеры по числу проданных турпутевок. На втором месте его всегдашний конкурент Турция, которая за эти праздники набрала "лишних" 3 процента.
"Россияне, уставшие от холодов, хотели к морю и солнцу. Поэтому самыми популярными на майские праздники стали путевки в теплые страны", - отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. При этом, по ее словам, туристы выбирали именно ближние курорты за счет привлекательности их ценовой политики. Доминикана, Куба и прочие дальние страны, перелет в которые стоит дороже, чем отдых, оказались не столь востребованы.
Что касается цен, то по сравнению с прошлым годом они практически не изменились: если и подросли в валюте, то в рублевом эквиваленте это не ощущалось. Исключение составил все тот же Египет, где хотельеры позволили себе несколько поднять стоимость проживания из-за высокого спроса. Утешением для туристов, желающих сэкономить, может стать то, что сохранилась тенденция прошлого кризисного лета: хотельеры сулят отдыхающим различные бонусы. Например, Испания обещает поселить ребенка в возрасте до 9 лет в номере с родителями бесплатно, а гостиницы ОАЭ предлагают детям до 10 лет дармовые экскурсии. Кипр собирается перетягивать на себя туристов с пляжей других стран привлекательными ценами - на рынке периодически появляются турпакеты меньше чем за 200 евро на 4-5 дней.
Еще в апреле основные ставки делались на Грецию, поскольку на рынок в этом году вышло сразу три крупных туроператора. Сейчас туризм в эту страну, страдающую от внутренних неурядиц, оказался в подвешенном состоянии. Между тем компании, работающие на греческом направлении, уверяют, что майские праздники для них прошли удачно. Гендиректор одной из крупных "греческих" компаний Александр Цандекиди сообщил, что в начале месяца было несколько отказов от туров, но сейчас граждане успокоились и вылетают согласно графику. При этом представитель компании уточнил, что им пришлось изменить маршрут для экскурсионных групп и отказаться от посещения Афин. "Если что-то неприятное в Греции и происходит, это касается только столицы. Пляжная часть страны, куда сейчас едут туристы, к ситуации отношения не имеет", - отметил Александр Цандекиди. Правда, о дальнейших перспективах греческого отдыха туроператоры пока говорят с большой осторожностью. Участники рынка готовы к тому, что придется сильно снижать цены, чтобы привлечь туристов. Уже сейчас экскурсионку по стране можно купить за 400 евро, что почти в два раза ниже обычной цены.
Болгария также озадачила туристов. Накануне майских праздников болгарское консульство ввело ряд новых правил при подаче документов на визу, а также увеличило консульский сбор до 19 евро. Туроператоры воспротивились таким нововведениям, поскольку они угрожают падением турпотока россиян в страну. Стороны все еще находятся в поиске компромисса.
Бум спроса предвещают Абхазии. В прошлом году она оказалась чуть ли не единственным направлением, которое в смысле спроса не подвело турбизнес. Количество отдыхающих в Абхазии за лето выросло на 20 процентов по сравнению с 2008 годом и превысило 1 миллион человек. В нынешнем сезоне туроператоры обещают сделать все возможное, чтобы под влиянием эйфории абхазские курорты не задрали цены. Сейчас сутки проживания в отеле (с питанием) стоят от 950 до 1300 рублей, что на 30-40 процентов дешевле, чем в Сочи. Правда, туроператоры все равно говорят об ограниченности предложений. Большинство отелей, которые туроператоры могут рекомендовать отдыхающим (а это порядка 50 здравниц), относятся к категории 2-3 звезды. За сезон в них могут отдохнуть порядка 150 тысяч человек. Для сравнения: в соседнем Адлере эта цифра приближается к миллиону. С другой стороны, по путевкам в Абхазии отдыхает лишь около 10 процентов гостей, большая же часть туристов предпочитает останавливаться у частников.
Часть турфим ставит на Крым. Прошлый год стал провальным для полуострова, куда приехало не более 1,2 миллиона туристов. Это в полтора раза меньше обычного. С изменением политической ситуации в Украине туроператоры рассчитывают, что спрос на этом направлении поднимется на 30-40 процентов по сравнению с прошлым годом. Но если это произойдет, то скорее из любви наших соотечественников к этому месту на Черном море, нежели из-за привлекательности цен в здешних здравницах. По сравнению с прошлым годом отдых в крымских санаториях подорожал в среднем на 15 процентов. Недельный отдых стоит в среднем 38 тысяч рублей.
Цены на отдых на территории России этим летом тоже кусаются. Хотя уроки кризиса были усвоены и нашими здравницами: в 2010 году объекты размещения вынуждены сдерживать рост цен. Во всяком случае, многие гостиницы, санатории и пансионаты Краснодарского края на лето-2010 предложили цены прошлого года. Повышение стоимости их услуг если и есть, то не выше 5 процентов. В частности, недельный тур в Сочи в июне обойдется в 36,5 тысячи рублей, в Анапе - в 39 тысяч. Для сравнения: отдых на турецком курорте с размещением в отеле 3 звезды, перелетом и полупансионом в те же сроки стоит 28 тысяч рублей.