12.05.2010 00:40
Экономика

Анатолий Карачинский: Профессиональный стандарт можно распространить на любую область

В сфере информационных технологий вчерашние знания сегодня не востребованы
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Экономика: Связь и телекоммуникации №100 (5179)
Читать на сайте RG.RU

Кадровый вопрос в высокотехнологичных отраслях стоит особенно остро: для успешного развития этих отраслей те, кто в них работает, должны постоянно учиться и осваивать новые технологии. О проблемах подготовки квалифицированных кадров для сферы ИКТ обозревателю "РГ" рассказал Анатолий Карачинский, член Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель комиссии РСПП по профессиональному образованию.

- Что волнует бизнес?

- Для бизнеса очень важно использовать как можно более эффективнее те кадры, которые готовит наше образование. Бизнес хотел бы, чтобы выпускники вузов имели значительно более качественные знания применительно к реальному содержанию современного бизнеса. Это пожелание бизнеса ко всей системе образования. Понятно, что бизнес заинтересован как можно меньше денег вкладывать в доучивание и иметь как можно больше отдачи от тех кадров, которые сегодня приходят из вузов. Отечественная система образования, построенная еще при Советском Союзе, по многим направлениям имеет по мнению бизнеса устаревшие образовательные стандарты.

Задача бизнеса - создать такой механизм, при котором он мог бы влиять на ситуацию. То есть на те учебные курсы, которые читаются в университетах, на их содержание. На специализацию, на те акценты, которые расставляются в системе образования. Нам бы хотелось построить такую систему, которая могла бы влиять на эти образовательные стандарты, которые являются законом в нашей сегодняшней системе образования. Как государственной, так и негосударственной. РСПП этот проект придумал и сейчас реализует.

- На что вы обращаете особое внимание в своем проекте?

- Нас волнует уровень тех профессиональных компетенций, которые востребованы бизнесом. Немаловажен и накопленный опыт молодых специалистов, когда они приходят на производство. Если они соответствуют нашим ожиданиям, то нам приходится меньше тратиться на доучивание этих студентов, а иногда и переучивание.

- Можете привести конкретные примеры?

- Конечно. Так, область информационных технологий - одна из самых быстро изменяющихся областей. Те знания, которые были вчера, уже почти никого не интересуют. Языки программирования, которым учили еще три-четыре года назад, сегодня практически не востребованы. Таким образом, нам бы хотелось влиять на то, чему учат в российских университетах.

- И что вы предприняли?

- Мы подготовили документ, который назвали профессиональными стандартами. В нем перечислены те знания и те компетенции, которые необходимы молодому человеку, приходящему в определенную профессию. Профессиональный стандарт можно распространить на любую область - от программиста до бармена.

Создание стандартов - бесконечный процесс. На многие профессии стандарты надо пересматривать периодически. Стандарты на информационные технологии надо пересматривать ежегодно. РСПП создал методику и методологию для создания профессиональных стандартов в различных отраслях, специальное национальное агентство развития квалификации. Бизнесмены из многих отраслей, в которых кадры являются ключевым вопросом, очень оперативно в этот процесс включились. Одной из первых была отрасль информационных технологий. Потом подключились и металлурги, и ресторанные работники, и авиационная отрасль. Везде, где требуются эффективные сотрудники, стали создаваться профессиональные стандарты.

- Рано говорить о результатах?

- Уже можно. РСПП совместно с министерством образования договорился о том, что созданные отраслевыми общественными организациями профессиональные стандарты поступают в минобразования и являются основой для образовательных стандартов. То есть расписываются курсы тех или иных предметов уже по времени - сколько и чего читать. Профессиональный стандарт становится обязательным. Запущенный процесс, надеемся, уже не остановить. Мы же живем в мире, в котором каждый день появляются инновации, новые бизнес-модели, и в этом смысле нам необходимо все эти стандарты пересматривать, вносить корректировки.

- Много ли принято профессиональных стандартов?

- Больше пятидесяти стандартов передано министерству образования и большая часть уже использована для образовательных стандартов. Идет процесс изменения учебных программ вузов.

Но все, что касается реформы образования, - процесс не быстрый. Профессиональный стандарт разрабатывается в течение года. Потом документ попадает в министерство образования. Еще год уходит на то, чтобы профессиональный стандарт превратился в образовательный. Потом он принимается, начинает внедряться во всех вузах. Первых выпускников мы получим через семь-десять лет.

- А что еще делает РСПП?

- Вторая важная вещь. Мы совершенно осознанно поддерживаем концепцию минобра зования по дифференциации поддержки вузов. У нас появляются высшие заведения получше, похуже. И те университеты, которые лучшие, элитные, получают больше денег от государства, они получают статус федеральных университетов. Идет процесс расслоения системы образования. И появились материальные ограничения. Довольно сложно не только поступить в такой вуз, но и дорого в нем учиться.

Это касается и покупки учебников, и оплаты обучения. Стипендия настолько маленькая, что те ребята, у которых малоимущие родители, получить качественное образование не могут. Они даже приехать не могут.

- Что предлагает в этом случае бизнес?

- Мы голосуем за систему образовательных кредитов. Тем детям, у которых мозги хорошие, а обстоятельства жизни выбирать вуз не позволяют, надо дать возможность это образование получить. Такой экспериментальный проект был запущен в 2005 году. Я имею в виду компанию "Базовый элемент". Был профинансирован довольно большой проект по механизму выдачи кредитов для студентов через банк. Все это хорошо работало. Дети начали получать образование, но проект остановил кризис в 2008 году. К тому времени таких ребят было уже больше четырех тысяч в десятках вузах страны. Министерство образования подготовило приказ о переводе этого проекта на государственные рельсы, но очень долго согласовывался другими ведомствами. После нашего обращения в правительство он был согласован. Этих студентов на произвол судьбы не бросили, проект вновь заработал. Стало понятно, что проект такого масштаба все-таки должно делать государство. Именно государство имеет неиссякаемый доступ к дешевым деньгам и может позволить себе решать такую важную социально-экономическую задачу как кредитование образования талантливых детей.

Связь