12.05.2010 00:20
Культура

Директор "Ленфильма" Вячеслав Тельнов: Нами не интересуются центральные каналы

Генеральный директор "Ленфильма" уверен, что студия обретет новую жизнь
Текст:  Елена Боброва
Российская газета - Федеральный выпуск: №100 (5179)
Читать на сайте RG.RU

"Ленфильм" - бренд российского масштаба. Старейшая студия страны смогла выжить в условиях кризиса 1990-х годов и сохранить собственное кинопроизводство, пусть и небольшое.

Едва ли не за каждой нынешней "ленфильмовской" картиной тянется серьезный фестивальный шлейф. Однако, несмотря на признание, трудностей киностудии, которой 30 апреля исполнилось 92 года, не занимать. О том, что сегодня собой представляет "Ленфильм" и как киностудия пытается решить проблемы развития, рассказывает ее генеральный директор Вячеслав Тельнов.

Российская газета: Вячеслав Николаевич, на "Деловом завтраке" "РГ" заместитель руководителя Росимущества Юрий Медведев, говоря о "Ленфильме", постулировал, что очень важно сохранить этот бренд и привлечь в предприятие дополнительные инвестиции, чтобы киностудия вновь стала конкурентоспособной. Какова же сегодня ситуация на "Ленфильме"?

Вячеслав Тельнов: Признаюсь, очень тяжелая. Хотя еще недавно можно было говорить о ее самодостаточности. После основательного перерыва студия начала реализовывать собственные проекты. Кроме работы "по заказу" нам удалось в качестве продюсерской компании снять 7 фильмов. Да и сейчас, несмотря на остановку кинопроизводства во всей стране, мы продолжаем работать над свои ми фильмами. Коллапс в нашей отрасли связан не только и не столько с кризисом, но и с изменением системы государственного финансирования. Пока новая система не заработает, мы, конечно, не сможем встать на ноги. Я работаю на "Ленфильме" с 87-го года. На 9 лет, правда, уходил директором на студию документальных фильмов. Три года как вернулся и руковожу "Ленфильмом". К моменту кризиса мы сняли со студии обременение, разобрались с арендаторами, расплатились с долгами, прекратили невыгодные договоры. Только один пример. Рядом с цехом озвучания работала химчистка, и звуковикам приходилось пережидать ее циклы, чтобы стало тихо. А тут остановка производства. Правда, бывало и потяжелее. В 1995-1998 годы кино в России тоже замерло. На "Ленфильме" снималась одна картина "Хрусталев, машину!" Алексея Германа. Я был там одним из продюсеров. Кроме нас на студии стояло все. Сейчас у нас тоже задача выжить.

РГ: Одну борьбу вы уже выиграли - я имею в виду возможную приватизацию студии, которая могла повлечь за собой перепрофилирование ее.

Тельнов: Да, выиграли. Дальше мы определили и представили чиновникам Росимущества наш план развития студии. Но, к сожалению, наши предложения не были приняты. А студии требуются инвестиции, чтобы добиться комплексной модернизации и развить производственно-техническую базу.

РГ: Что конкретно имеется в виду?

Тельнов: Последние полтора года нами ведутся переговоры о создании частно-государственного парт нерства с одной крупной корпорацией, построившей на территории Петербурга "Всемирные Русские Сети" (RWS) - первую частную киностудию в стране. Подобное партнерство вещь новая, и не только в нашей среде - искусства. Недавно в Петербурге состоялась встреча руководства корпорации и "Ленфильма", на которой присутствовал практически весь цвет питерского кинематографа - Алексей Герман, Александр Сокуров, Константин Лопушанский, Владимир Бортко, Виталий Мельников, Евгений Татарский. Наконец были расставлены все точки над "i". И теперь мы уже можем говорить, что знаменитый адрес "Ленфильма" - Каменоостровский, 10 - обретет новую жизнь.

РГ: В результате альянса не потеряется ли бренд "Ленфильма"?

Тельнов: Нет, бренд не потеряется сто процентов, тогда зачем все, в этом никто не заинтересован. Никакого поглощения "Ленфильма" не произойдет. Надо заметить еще раз, примеров подобного слия ния нет - "Ленфильм" в этом смысле выступает "полигоном". И хотелось бы, чтобы этот процесс произошел без эксцессов, на пользу всем - и государства, и "Ленфильма". Я уверен, что в результате этого альянса будет сделан колоссальный шаг вперед для всей киноиндустрии в целом.

РГ: Сегодня "Ленфильм" в первую очередь ассоциируется с именитыми мастерами. А как же молодежь? Может, оттого, что не звучат громко новые имена, возникает ощущение, что студия в анабиозе?

Тельнов: Мы постоянно не только сами задаем себе этот вопрос, но и стараемся развивать кинематограф молодых. Есть желание быть не только кинофабрикой, но и создать свою киношколу, также необходимы курсы для среднего звена. Причем, что для нас очень важно, воспитать не просто профессионалов, а единомышленников, которые продолжали бы традиции "Ленфильма".

Мы всегда с удовольствием работали с молодыми. Вот сейчас ученик Алексея Юрьевича Германа Сергей Карандашов будет снимать сказку "Моя бабушка ведьма" - большое спасибо руководству Петербурга, которое выделило грант на этот фильм. Добрую, прекрасную комедию "Видримасгор" сняла Яна Поляруш, и она, кстати, уже получила приз за дебют на кинофестивале в Гатчине. Замечательную мелодраму "Как поймать магазинного вора" снял молодой режиссер Евгений Семенов. Мы можем гордиться и "Приделом ангела" молодого режиссера Николая Дрейдена. Прекрасная картина с очень хорошей фестивальной судьбой - "Варварины свадьбы" Светланы Шиманюк. И в портфеле у нас много интересных предложений молодых кинематографистов. Но в ситуации, когда "Ленфильм" буквально выживал, было не до глобальных творческих задач, увы.

РГ: Да, но все последние картины киностудии как будто специально не "заточены" под коммерческий успех. Вот у вас снимает Рустам Хамдамов. Наверняка это будет "игрушка для интеллектуалов".

Тельнов: Да, конечно, Хамдамов снимает авторское, как принято говорить, фестивальное кино. В этой картине снимутся замечательная балерина Мариинского театра Диана Вишнева, Рената Литвинова. Но также безусловно, что "Ленфильму" необходимы такие "имиджевые" вещи. А если говорить о глобальных проектах, то сейчас у нас Алексей Герман заканчивает "Трудно быть богом", закончил съемки большого исторического кино про Чехова Виталий Мельников.

РГ: Парадокс - ваши фильмы получают призы на различных кинофестивалях, но ни на одном центральном телеканале их не увидишь. Почему?

Тельнов: А мы ни один из этих каналов не интересуем. Вы себе не представляете, как меня это удивляет. Мы сняли достаточное количество хорошего, крепкого кино, которое понравится массовому зрителю. Но нет. Мне говорят на телеканале "Россия", что это не формат, им сейчас нужнее сентиментальные "мексиканские" истории.

РГ: А Первый?

Тельнов: А Первый, мне кажется, нынче отечественным кино не интересуется, за редчайшим исключением. Вообще взаимоотношения с телевидением сегодня удручают. Я уже не говорю про неигровое кино. У нас есть большое количество молодых, но уже выдающихся режиссеров - Сергей Лозница, Павел Медведев, Алина Рудницкая, Эдгар Бартенев, чьи картины попадали в двадцатку лучших фильмов мира. Но даже к 65-летию Победы "Россия" отказалась показать "Блокаду" Сергея Лозницы.

Мнение

Алексей Герман-младший:

- Я считаю, что было бы целесообразным создать на базе киностудии "Ленфильм" федеральный центр развития кинематографии, поддерживающий в первую очередь имиджевые, автор ские картины. В этом смысле хороший пример - Германия, где существует система федеральных земельных фондов. И если какой-либо фонд дал, скажем, кинематографисту на его проект некую сумму, то он обязан ее потратить на той же федеральной земле и ее студиях. В случае с "Ленфильмом" деньги, которые государство вкладывает в документальное, дебютное и авторское кино, не уходили бы неизвестно куда, а вкладывались бы в студию, в ее будущее.

Кино и ТВ