Президент США Барак Обама разобрал еще одну "баррикаду", которую его предшественник Джордж Буш установил на пути нормализации российско-американских отношений. Вчера он направил в конгресс соглашение о сотрудничестве с Россией в области мирного использования атомной энергии.
При этом интерес представляет не сам факт передачи документа, а те комментарии, которыми хозяин Белого дома облагородил процедуру направления. В сопроводительной записке Обама не просто постарался убедить конгрессменов перестать вставлять палки в колеса перезагрузившимся отношениям между Москвой и Вашингтоном, но и представил достаточно откровенную оценку того, насколько Кремлю и Белому дому удалось перейти от слов к делу. И начать не только слушать, но и слышать друг друга.
О судьбе соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии можно при желании написать целую книгу. Причем это будет увлекательная история в лучших традициях политических триллеров. Документ был подписан в Москве 6 мая 2008 года. А уже 13 мая Джордж Буш направил соглашение в конгресс США с просьбой его поддержать.
Особых трудностей не ожидалось. Ведь подобного рода договоры утверждаются по упрощенной процедуре. То есть соглашение автоматически вступило бы в силу через 90 дней, если бы не поступило возражений со стороны конгрессменов. Для того чтобы заблокировать этот документ, законодатели должны были принять специальную резолюцию.
Иными словами, соглашение могло вступить в силу к 13 августа 2008 года.
Однако август оказался насыщенным событиями совершенно иного рода. Грузия напала на Южную Осетию. Дальнейшая цепочка событий привела к значительному ухудшению российско-американских отношений.
О том, что администрация Буша намерена отозвать из конгресса соглашение о сотрудничестве с Россией в области мирного использования атомной энергии, первым 29 августа упомянуло американское издание The New York Times. 6 сентября экс-госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что сейчас неподходящее время для подобного договора. А уже 8 сентября Буш отозвал соглашение.
При этом высокопоставленные источники в Москве рассказали журналистам, что Вашингтон объясняет отзыв тактическими соображениями. "Администрация Белого дома предупредила о таком шаге, назвав его единственной возможностью сохранить документ для внесения в конгресс уже новой администрацией после выборов, - сообщил источник. - В текущей политической ситуации документ был бы наверняка заблокирован конгрессом, что по факту означало бы необходимость начинать работу заново".
11 мая 2010 года новый президент США Барак Обама пришел к выводу, что, во-первых, "ситуацию в Грузии нет нужды более рассматривать как препятствие для продвижения вперед предлагаемого соглашения". А во-вторых, "уровень и масштабы сотрудничества США и России по Ирану достаточны для повторной передачи" документа в конгресс.
Тем не менее среди конгрессменов тут же нашлись те, кто объявил решение американского президента слишком большой уступкой России, которая, по их мнению, недостаточно активно участвует в обсуждении плана по введению более жестких санкций против Тегерана. Иными словами, часть политической элиты Вашингтона не скрывает своего желания продолжать разговаривать с Москвой исключительно по схеме "утром деньги - вечером стулья". То есть на условиях откровенного и циничного торга.