13.05.2010 01:00
Власть

Виктор Перевалов: Главная проблема наших судов - это кадры

Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №102 (5181)
Читать на сайте RG.RU

Качество юридического образования, квалификация судей, состояние права в стране стали предметом обсуждения члена президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского и президента Уральской государственной юридической академии, члена президиума Ассоциации юристов России Виктора Перевалова.

Правовой мост между странами

Михаил Барщевский: Виктор Дмитриевич, как вы думаете, от чего в наибольшей степени зависит состояние права в стране?

Виктор Перевалов: Прежде всего от уровня развития экономики. Она влияет на правосознание и правовую культуру. И уже всё вместе влияет на степень развитости и дееспособности правовой системы в целом и ее отдельных структурных звеньев: правоохранительных, судебных и других органов.

Барщевский: Майская сессия Европейско-Азиатского правового конгресса будет заниматься вопросами правового обеспечения экономической интеграции. Насколько успешными являются попытки экономической и правовой интеграции между странами со столь разным уровнем экономического и политического развития, правовыми системами и традициями?

Перевалов: Глобализация общественных и государственных процессов настоятельно требует, чтобы государства активнее сотрудничали между собой. Такое сотрудничество невозможно без правового оформления, особенно в экономике. Мы изучаем возможности рецепции тех позитивных правовых институтов и конструкций, которые доказали дееспособность в других странах. Они основаны на иных экономических моделях и менталитете иных народов, но мы ищем и находим возможности переработать и использовать их.

Конгресс задумывался как постоянно действующий орган. В перерывах между сессиями работают экспертные группы. Они привлекают к сотрудничеству ведущих ученых России, стран Запада и в значительной степени Азии и постсоветского пространства. Результатами деятельности экспертных групп являются научные изыскания, главным образом проекты рекомендаций модельных нормативно-правовых актов и конкретные предложения для государственных органов по урегулированию той или иной проблемы. Постепенно конгресс превращается в правовой мост между государствами Европы и Азии по согласованию законодательств различных государств и региональных сообществ, таких как ЕЭС, ЕврАзЭС, ШОС. Уже есть реальные результаты. Например, на этой сессии мы будем обсуждать ситуацию с таможенным союзом, рассматривать проекты нормативно-правовых актов, призванные усовершенствовать рынок товаров и услуг.

Барщевский: Сессию в Екатеринбурге проводят Ассоциация юристов России, Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС и Уральская государственная юракадемия. Кто был инициатором создания Европейско-Азиатского правового конгресса? Как вообще родилась эта идея?

Перевалов: Идея создания организации пришла ко мне довольно давно, и она, конечно, уже витала в воздухе. Когда вопрос стал на президиуме Ассоциации юристов России, представители профессионального сообщества единодушно согласились с предложенным планом действий. АЮР взяла на себя организационные вопросы и проведение первых сессий. Позднее к нам присоединилась Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС и другие государственные институты.

IV сессия проводится в Екатеринбурге, потому что наш город является географическим и геополитическим центром России и одновременно границей между Европой и Азией. А Уральская юридическая академия оказалась в нужном месте с необходимым научным потенциалом и мощными традициями известной юридической школы.

Барщевский: Я знаю, что юридический факультет МГУ серьезно занимается международным сотрудничеством, договаривается с европейцами о двойных дипломах, участвует в Международно-правовой программе в Женеве.

Перевалов: Пять ведущих юридических вузов России, а это юридические факультеты Московского и Санкт-Петербургского университетов и три академии - Московская, Уральская и Саратовская, создали своеобразный элитный клуб. В него мы включили Харьковскую национальную академию Украины и Белорусский госуниверситет. Мы заключили многосторонний договор по самым различным направлениям: обмен литературой, проведение научных конференций и симпозиумов, обмен делегациями, студентами, проведение стажировок, научных олимпиад. Цель - поддержание высокого качественного уровня нашего юридического образования и выход на новый уровень международного сотрудничества.

Безграмотный юрист опасен

Барщевский: Не поторопились ли мы с "крестовым походом" против непрофильных вузов? Может быть, жизнь сама бы расставила все по местам и отсеяла некачественных выпускников? Зачем нужно было приступать к реформе, которая вызывает такое яростное сопротивление?

Перевалов: России, как правило, отводятся очень короткие промежутки времени, когда она могла бы спокойно планировать и развивать свои экономику, культуру, образование. На протяжении столетий мы постоянно воюем. И даже сейчас находимся в состоянии перманентной борьбы с терроризмом и коррупцией. Учитывая это, а также менталитет нашего народа, колоссальный уровень коррупции и протекционизма, существующего в государственных структурах, мы просто обязаны бороться против вузов, предоставляющих ущербное юридическое образование. Получающие такое образование становятся прокурорами, судьями и особенно часто, поскольку это проще, - милиционерами. Потом эти безграмотные, а подчас алчные работники вершат человеческие судьбы. Поэтому оставлять это без внимания было нельзя. Разумеется, все ответственны за сложившуюся ситуацию. Но мы ей сопротивлялись. Мы создали Ассоциацию юридических вузов, проводили определенную работу, но ответственные, а точнее, безответственные чиновники продолжали выдавать лицензии.

Образование в трех уровнях

Барщевский: А сейчас ассоциация, которую вы только что назвали, может занять более жесткую, более решительную позицию, оформить ее как-то и продавить через АЮР ее знаковые фигуры в лице Степашина, например? У нас юристы президент и председатель правительства, бомбите их бумагами. Ведь со всем образованием такая ситуация, но юристы могли бы, кажется, как никто, на своем поле ее изменить.

Перевалов: К нам не всегда прислушиваются. Недавно мы стали свидетелями неоправданной поспешности при внесении поправок, подготовленных правительством, к закону о высшем послевузовском профобразовании. В скором времени эти изменения будут приняты. В них много расплывчатых и казенных формулировок. И все было сделано без какого-либо обсуждения широкой общественностью. Мы через Союз ректоров направили десятки страниц предложений, обоснований. Реакция минимальная. Положительные сдвиги тоже есть. Например, нам удалось добиться, что впервые в истории Российского государства указ президента посвящен юридическому образованию.

Барщевский: Сделано по нему, к сожалению, немного.

Перевалов: Уже то, что он издан, нас обнадежило, подсказало, что мы должны бороться дальше. Мы надеемся, что Ассоциация юридического образования станет единой. В нее уже вошли полтора десятка ведущих юридических вузов, и она начала проводить их общественную экспертизу. Комиссия ассоциации уже побывала в Саратовской академии права, в Уральской юридической академии, в Сибирском федеральном университете.

Барщевский: Я не сомневаюсь в том, что вы всех себя проверите замечательно, потому что репутация наших ведущих юридических вузов не вызывает сомнений априори. А как быть с теми, у кого она никакая? Имеете ли вы возможность беспристрастно изучать эти псевдоюридические учреждения?

Перевалов: Это одна из проблем, с которой мы как раз начинаем работать. К тому же существует еще один общественно-государственный орган - Учебно-методическое объединение по юриспруденции. Его сопредседателями являются ректор МГУ Садовничий и ректор МГЮА Блажеев. Это объединение создало во всех федеральных округах учебно-методические советы, через которые идет грифование учебников, учебных пособий, монографических изданий, аккредитация и аттестация юридических вузов любого профиля: государственных и негосударственных, профильных и непрофильных. Когда мы с нескольких сторон начнем слаженно работать, можно будет потихонечку выправить ситуацию.

Барщевский: В последнее время стало звучать все больше критики в адрес нашей судебной системы. Люди жалуются на квалификацию судей, их предвзятость, если не сказать более. Когда, по вашему мнению, наступит время проведения судебной реформы?

Перевалов: Главная проблема наших судов - это кадры. Необходимо повышение квалификации судей всех уровней. В нашей академии при участии Свердловского областного суда создан факультет повышения квалификации и подготовки судебных работников.

Сейчас мы, три ведущие юракадемии, боремся за то, чтобы нам сохранили трехуровневую систему подготовки юридических кадров: бакалавриат, специалитет и магистратуру. Если все эти три уровня пройти со специализацией по судебной деятельности, включая практику, разумеется, люди по профессиональным характеристикам смогут сразу начать работать в суде.

Наука и особенно образование - это те слагаемые, без которых невозможно решить никакие проблемы: ни экономического сотрудничества, ни реформы МВД или судебной системы, ничего.

Уральская государственная юридическая академия,
г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, тел. 8 (343) 374-43-63

Судебная система Образование