Бесценные находки сделали реставраторы и сотрудники Фонда Андрея Первозванного: на двух башнях Московского Кремля они обнаружили надвратные иконы.
Почти сто лет правители, ученые и простые граждане ходили мимо них и не замечали. А вообще считается, что чудотворные иконы сами "знают", когда являться людям, и раньше положенного срока это время не придет.
Находки - это две иконы Иисуса Христа и Николая Угодника размером почти три метра в высоту, написанные прямо по кремлевскому камню масляными красками. Первая возвышалась над главными воротами Кремля - Спасскими, вторая - над Никольскими. Так было до 1917 года. С тех пор иконы считались безнадежно утраченными.
С 27 октября по 3 ноября 1917 года Кремль подвергся жесточайшему обстрелу. Неделю солдаты и матросы стреляли по кремлевским башням и храмам из разных видов оружия. Досталось и иконам. Епископ Нестор Камчатский в декабре 1917 года так описывал произошедшее: "Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного кремлевского храма. Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови. Патриаршая ризница, представляющая собой сокровища неисчислимой ценности, превращена в груду мусора, где в кучах песка и щебня, обломках стен и разбитых стекол от витрин раскапываются бриллианты и жемчуга..."
То, что не уничтожили пули и снаряды, позже довершили атеисты уже вручную. Да и вряд ли можно себе представить, что рубиновые звезды новой власти мирно уживутся с ликами православных святых. Над некоторыми кремлевскими вратами пустые глазницы каменных киотов все 75 лет советской власти зияли лишь видом сколотого кирпича, и о том, что там некогда были иконы, не напоминал ни один масляный мазок. И лишь места бывших икон над Спасскими и Никольскими воротами заделали штукатуркой и побелили. Но реставраторам Кремля, которые через несколько десятилетий исследовали архивы, не удалось обнаружить документальных подтверждений об уничтожении святынь. Тогда-то и зародилась надежда, что под слоем штукатурки осталось хоть что-то, что может поддаться реставрации.
Но лишь в 2007 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного было получено благословение Московского Патриарха и одобрение президента РФ на научные работы. По запросу созданной для этого рабочей группы, в которую вошли глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, директор ФСО РФ Евгений Муров, комендант Кремля Сергей Хлебников, управделами президента РФ Владимир Кожин, руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский, президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Щеблыгин, гендиректор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина и глава рабочей группы проекта Михаил Якушев, от епископа Женевского и Западноевропейского Михаила получили фотографию иконы Святителя Николая на Никольской башне. Эта копия была сделана после обстрела Кремля в октябре 1917-го и передана Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.
"Как Никольская башня, так и Никольские ворота изрыты снарядами, пулеметами, ручными гранатами и ружейными пулями. Совершенно уничтожен киот, прикрывающий икону Св. Николая, сень над иконой сбита и держится на одном гвозде. С одной стороны изображение Ангела сбито, а с другой прострелено. Среди этого разрушения образ Св. Николая уцелел, но вокруг главы и плеч Святителя сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо Святителя и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ", - писал Нестор Камчатский.
Как только реставраторы прикоснулись к побелке на Спасских воротах, обнаружилось, что под слоем штукатурки находится железная сетка-рабица. Оказалось, кто-то в те революционные годы не соскоблил изображение, как это сделали на других башнях, а законсервировал икону, создав на пятисантиметровом удалении от лика нечто вроде холста перед волшебной дверью из сказки про Буратино. Заглянув внутрь проделанной дыры, ученые увидели кусочек иконы потрясающей сохранности - руку Христа с открытым Евангелием на странице со словами: "Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется".
Такое же защитное сооружение из прутьев и штукатурки, закрывающее икону Святителя Николая, ждало реставраторов и на Никольских воротах. Кто спас святыни - неизвестно, но ученые надеются установить имена по архивным данным. Реставраторы же в ближайшее время приступят к расконсервации икон. Владимир Якунин считает, что уже к концу августа лики святых снова явят себя народу.
- Хотя реставрационные и исследовательские работы в Кремле проводятся регулярно, открытий такого масштаба здесь еще не было, - считает комендант Кремля Сергей Хлебников. - Это событие огромной нравственной силы.
Сбережение икон Спасителя и Николая Угодника не первое чудо, явленное этими ликами. История их, по свидетельству известного советского искусствоведа Игоря Грабаря, очень древняя. Одна из икон, выполненная в древней темперной технике, возможно, относится к концу XV века.
Согласно Степенной книге, в 1521 году во время осады Москвы войском Магмета Гирея одной инокине явилось видение: Крестный ход через Спасские ворота, которые в те времена назывались Фроловскими. Видение стало известно в народе и расценено как добрый знак свыше. И действительно, вскоре Гирей, испуганный каким-то чудесным видением, отступил от Москвы. В ознаменование этого и написали икону Спасителя.
С тех пор Спасские ворота всегда почитались святыми. Всякий проходящий через них обнажал голову перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой, а конные спешивались и шли пешком. Эти ворота служили парадным въездом в Кремль, через них шли крестные ходы, все правители России, от царя Михаила Федоровича, перед коронацией торжественно проходили через них. Отсюда уходили на битву полки, здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Спасской башни народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль.
С именем надвратной иконы Святителя Николая связывают не менее удивительные события. В 1812 году во время отступления французов из Москвы Никольская башня, так же, как и весь Кремль, усилиями наполеоновского маршала Мортье была взорвана. Весь верх ее рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска уцелела. Самому же Мортье повезло меньше: через несколько лет его самого взорвали бомбой, предназначавшейся королю Людовику - Филиппу.
Сохранилась икона и во время Октябрьской революции. Орудия, установленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, разбили замок арки над воротами, но фреска уцелела. Из девяти пуль, выпущенных по иконе, ни одна не попала в лик, что верующими было воспринято как чудо.
В 1918 году революционные рабочие при подготовке к первому празднованию Первомая на Красной площади задрапировали икону красным кумачом. Когда же началось шествие, сильный порыв ветра неожиданно разорвал полотнище, и демонстранты увидели лик Святителя Николая...