13.05.2010 00:20
Власть

У американцев можно поучиться тому, как системно и последовательно они отстаивают свои ценности

Текст:  Михаил Швыдкой
Российская газета - Федеральный выпуск: №101 (5180)
Читать на сайте RG.RU

О том, что в зале Генеральной Ассамблеи ООН в этот момент не было ни одной российской телевизионной камеры, я подумал потом.

А в те минуты, когда люди, немало повидавшие на своем веку, в том числе и во время заседаний Генассамблеи, переполнившие этот зал 7 мая 2010-го, стоя, устроили овацию под музыку "Дня Победы" Молодежному симфоническому оркестру СНГ под руководством Владимира Спивакова, меня охватило чувство скорбной радости, - за всех погибших и покалеченных на Великой Отечественной, за всех, кто на своих плечах принес миру Победу. За всех моих соотечественников из несуществующей уже советской страны. О них помнили и им аплодировали. Коллективное переживание важнейшего момента истории, сконцентрированное в трех минутах музыки, сблизило разноязыкий зал. Собрало всех воедино. Заставило ощутить почти детское чувство восторга от этого единения и еще от того, что человечество способно сообща поминать павших и ушедших навсегда. Тех, которые старались сделать этот мир пригодным для нашей жизни. И не нам судить их за то, что мир этот по-прежнему несовершенен. Но уж во всяком случае, он лучше того, в котором жили, боролись и умирали они. И уже поэтому мы не вправе винить их за несовершенство настоящего.

На экранах, взметнувшихся над публикой и артистами, шли кадры 1945 года, первого мирного дня, завершившего самую кровопролитную войну в Европе, потом - июньского парада на Красной площади, а в это время на сцене мальчишки и девчонки уже из разных стран, внуки и правнуки победителей, которые сообща воевали и сообща выиграли в этой войне, играли музыку к лучшей песне о Победе, написанную еще в Советском Союзе тридцать пять лет назад. Сначала - и действительно со слезами на глазах - встал один из ветеранов Великой Отечественной, за ним, звеня орденами и медалями, поднялись другие, встал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и его заместители. Встали все присутствующие, в едином порыве восторга и благоговения, который нечасто посещает дипломатов, чья работа заключается в том, чтобы вполне прагматично отстаивать интересы своих государств.

В советское время в ООН выступал Ансамбль под руководством Игоря Моисеева, в 2005-м, накануне 60-летия Победы, в этом же зале звучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича в блистательном исполнении оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова. Но на этот раз мы были соучастниками события, превосходящего акт - пусть даже и великого - искусства. Спиваков и молодые музыканты никого не обманывали - они играли не Девятую симфонию Бетховена, но шиллеровское "Объединяйтесь миллионы..." ворвалось под музыку Тухманова властно и возвышенно. В этот миг в зале Генеральной Ассамблеи ООН политика сплелась с искусством, что, впрочем, никого не покоробило. Напротив - придало новое качество художественному высказыванию. И комок к горлу подступил не только у меня.

Только после всего стало понятно, что эти необычные для здешних нравов мгновения не снимала практически ни одна российская камера - на своих местах были лишь ооновские операторы, которым положено фиксировать все, что происходит на главной площадке ООН. Честно отработав мероприятие в Нью-Йорке, посвященное 65-летию Победы на пресс-конференции, и осветив начальные кадры концерта, с выступлениями Пан Ги Муна и других официальных лиц, упомянув о приветствии президента Российской Федерации Д.А. Медведева, представители наших каналов растворились в круговороте нью-йоркской жизни. Наверняка в преддверии 9 Мая у них было много другой работы.

Но, увы, ни в следующем году, ни боюсь даже в 2015-м, когда будут отмечать 70-летие Великой Победы, никто из ветеранов, плача, не поднимется в зале Генеральной Ассамблеи ООН, и за ним под музыку старой уже советской песни не поднимется весь дипломатический корпус, представляющий - ни много, ни мало - все человечество. И жаль, что этого нашего нынешнего триумфа не увидел и не ощутил никто ни у нас дома, ни в странах СНГ.

Можно только представить себе, чтобы выжали из подобного события американские пиарщики, если бы нечто схожее происходило бы, к примеру, с Молодежным симфоническим оркестром США и Евросоюза, и зал Генеральной Ассамблеи ООН встал, аплодируя "Звездам и полосам" (есть такой американский марш). Мы бы смотрели этот эпизод недели две по CNN и другим американским каналам, он был бы выложен в Интернете и звучал на разных радиочастотах.

Я не виню моих телевизионных коллег. Они профессионально и достойно делают свое дело. Но, честно говоря, ощущаю как нам - при наших немалых возможностях в сфере международного культурного сотрудничества, в том числе и в продвижении положительного образа России за рубежом, - недостает системы организационных и кадровых ресурсов для обеспечения этой деятельности. Надо понимать, что только в центральном аппарате государственного департамента США подобными вопросами (они покрываются определением "публичная дипломатия" и включают еще проблематику неправительственных организаций) занимаются четыреста человек. А еще около тысячи - за пределами Вашингтона. Только недавно, после доклада старшего заместителя госсекретаря США Джудит Макхейл, раскрывающего проблемы в этой сфере деятельности американских государственных и негосударственных институтов, были увеличены численность зарубежных сотрудников госдепа и объем средств, выделяемых для пропаганды Америки и американского образа жизни.

Прошу не упрекать меня ни в антиамериканизме, ни в использовании замшелых терминов советской журналистики, ни в том, что я уже касался некоторых тем этого доклада прежде. У американцев есть чему поучиться. В том числе и тому, как системно и последовательно они отстаивают свои ценности, как внимательно следят за сохранением своего влияния в гуманитарной сфере во всех регионах мира. И как всерьез думают о будущем. Не случайно в докладе Макхейл особое внимание было уделено проблемам образования (к сожалению, здесь в качестве конкурентов американских университетов были названы не российские, но европейские и австралийские образовательные учреждения). Не надо забывать и о том, что в сфере международного гуманитарного сотрудничества работают тысячи различных американских неправительственных фондов. Наверно, есть определенная историческая ирония в том, что всю эту деятельность на ниве международного культурного сотрудничества "мягкой силой" назвал один из бывших заместителей министра обороны США. И не только американцы сегодня озабочены расширением своего гуманитарного влияния в мире, эта сфера притягивает все больше средств во многих странах мира.

Понятно, мы привыкли к тому, как писал Вл. Маяковский, что "у советских собственная гордость - на буржуев смотрим свысока". Но знание литературы, всегда полезное, в данном случае явно недостаточно. Ведь мы не одни живем в этом мире, и не одни стремимся поведать миру о том, что кажется нам самым важным и за что нас особенно должны полюбить.

...А все-таки жаль, что плачущего советского ветерана войны в орденах и медалях, поднявшегося в зале Генеральной Ассамблеи ООН, когда там звучал "День Победы", не увидели в России.

Позиция