13.05.2010 00:23
Культура

В Казань привезли шедевр Рафаэля

В Казань привезли шедевр Рафаэля
Текст:  Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №0 (5181)
Читать на сайте RG.RU

В государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка одной картины Рафаэля Санти - "Святое семейство".

На ней изображена евангельская сцена: Мария и Иосиф любуются младенцем Иисусом.

Это полотно, датируемое 1509 годом, прибыло в столицу Татарстана под вооруженной охраной не из Лувра или Эрмитажа, а из Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Кстати, второе название картины - "Мадонна из Нижнего Тагила". Столь непривычное и даже режущее слух сочетание отражает удивительную судьбу произведения.

Казалось бы, что общего у шедевра великого итальянского художника эпохи Возрождения и сибирского металлургического города? Как пояснила директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева, в их городе "Святое семейство" оказалось благодаря Николаю Демидову - представителю знаменитой династии заводчиков. С 1812 по 1828 год он был российским посланником во Флоренции, где и собрал богатую коллекцию итальянских полотен. На родину это собрание перевезли на трех пароходах лишь после его смерти. Похоронили Николая Демидова согласно его завещанию в Нижнем Тагиле. По словам очевидцев, картина Рафаэля находилась в интерьере церкви, которую построили на месте его усыпальницы. После революции 1917 года картина исчезает из виду, и вновь ее обретают только в 1924 году. Почерневшее до неузнаваемости произведение нашли на чердаке дома Демидовых. Сотрудники местного музея промыли его и обнаружили надпись на вороте платья Мадонны: "Рафаэль из Урбино, писавший в 1509 году". Затем находку отправили в Москву. После трехлетней реставрации и параллельной экспертизы авторитетный искусствовед Игорь Грабарь сделал заключение, что это подлинник.

Много лет картина находилась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, затем в Свердловской картинной галерее, и, наконец, в 1978 году ее вернули Нижнетагильскому музею изобразительных искусств. Теперь "Святое семейство" изредка путешествует по России.

Мария Агеева подчеркивает, что картине пятьсот лет, а поэтому нереально, чтобы она сохранилась в первозданном виде. Написана картина была на пальмовой доске темперой, однако реставраторы кое-где использовали масло, которое съело старинную краску. К примеру, от изначального изображения святого Иосифа уцелел лишь фрагмент его бороды, все остальное - современный слой.

Экспозицию выставки картины "Святое семейство" дополняют несколько гравюр XVIII века одного из лучших интерпретаторов Рафаэля Джованни Вольпато, а также гравюры Луиджи Россини из архива Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Выставка будет открыта для посетителей в течение месяца.

Арт Казань Волга-Кама