У стран СНГ появился обаятельный посол - Молодежный симфонический оркестр
То, ЧТО этому очень молодому оркестру СНГ, появившемуся всего три года назад, изначально не нужны ни дипломатические формулировки, ни политические подтексты, чтобы быть услышанным и понятым в любой аудитории, становится ясно всегда - где бы Молодежный оркестр ни выступал. На этот раз его искусство с воодушевлением оценили на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке и в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.
Поцелуй воинов
Уже сама география концертов Молодежного оркестра СНГ, приуроченных к празднованию 65-летия Победы во Второй мировой войне, выглядела фантастически: Чайковский и Рахманинов, Верди и Пуччини прозвучали не в нью-йоркском Карнеги-холл или парижском Плейеле, а в конференц-залах, где традиционно обсуждаются проблемы глобальной политики и мирового правопорядка. А то, что публика на этих концертах внимала не речам, а классической музыке, заполнив до отказа длинные ряды и амфитеатры рабочих столов с микрофонами и переводческой аппаратурой, придало выступлению Молодежного оркестра под знаменитыми эмблемами ООН и ЮНЕСКО характер символического действа. Аппаратурой, естественно, пользоваться не пришлось.
Как заметил нынешний руководитель оркестра маэстро Владимир Спиваков: "В конечном итоге черные точечки на нотном стане - это закодированные человеческие эмоции, понятные всем".
И волна всеобщего единения действительно захлестнула публику этих концертов, программа которых была составлена из популярных произведений русской, советской и зарубежной классики. Маэстро неожиданно вытащил из легендарных балетов Чайковского полновесную интернациональную тематику - русскую, венгерскую, польскую, неаполитанскую, китайскую. К теме войны приурочил Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева (в Нью-Йорке) и Александра Гаврилюка (в Париже), традиционно звучащий в России в минуты памяти 9 мая, саундтрек из "Списка Шиндлера" и главный советский песенный хит - "День Победы" Давида Тухманова. И когда под тухмановский марш на экране понеслись кадры хроники 45-го и пошли парадом войска победителей по Красной площади, в знаменитых залах "высокой политики" случилось что-то необычайное и чрезвычайно искреннее.
Вероятно, именно такое состояние душевного волнения и подъема, захватившее на концерте весь зал, древние греки и называли загадочным для современного человека словом "катарсис", что означало очищение, оздоровление души. А значит - согласие с собой и с миром. Зал стоял, когда два советских ветерана, увешанные орденами, поднялись на сцену Генеральной ассамблеи ООН. И старые воины, герои Победы, "последние из могикан" растроганно посылали со сцены воздушные поцелуи.
Полифония голосов
По сути, идея согласия и мира заложена в самой структуре Молодежного оркестра - как символического "ансамбля" наций и стран. В нынешнем туре в составе оркестра выступали сто с лишним музыкантов из 12 стран, входивших когда-то в состав Советского Союза. Оказалось, что молодые музыканты, которым сегодня от 14 до 30 лет, очень хорошо осознают то общее прошлое, которое связывало поколение их родителей и дедов. "Мы все близко, рядом, - сказал виолончелист из Узбекистана Султан Мумиев. - И так хочется, чтобы все было по-хорошему. Моя мама, узбечка, говорит по-русски. Мой прадедушка воевал. Нам надо искать наше общение, стараться быть вместе". Именно этим опытом пережитого общего прошлого Молодежный оркестр СНГ отличается от всех подобных интернациональных коллективов в мире. Очевидно, что то же самое ощущает и публика. И каждый раз, когда музыканты оркестра - будь то в Москве, Бишкеке, Одессе, Душанбе, Астане или Баку - выходят на сцену и рассаживаются за пультами, украшенными миниатюрными флажками своих стран, в зале автоматически поднимается волна радостных эмоций. Этот оркестр как-то бессознательно любим и публикой, и организаторами - Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ, и самими музыкантами, каждый год с трепетом ожидающими, пройдут ли они отборочный тур в его состав.
Скрипачка из Грузии Кети Абиатари: "Я во второй раз участвую в сессии Молодежного оркестра. Очень ждала этого тура. И уже сейчас, когда все подходит к концу, начинаю скучать: все время хочется этой совместной работы, общения. В оркестре собраны очень сильные ребята. И мне очень понравилось работать с маэстро Спиваковым: с ним возникает ощущение творчества". Среди тех, кто приезжает на сессию оркестра не в первый раз и уже составляет "костяк" оркестра, скрипачка Лейли Карриева из Туркменистана, обучающаяся сейчас во Франции: "Молодым музыкантам тяжело живется во всех странах СНГ. Но у нас много эмоций, мы открытые люди, и мы даем людям самое чистое - музыку. Работать с Владимиром Спиваковым, играть с такими хорошими музыкантами в оркестре - огромный шанс для нас всех. И еще - это возможность нашего общения: расставаясь после сессии, мы, где бы ни были и где бы ни играли, постоянно дер жимся на связи".
Мир велик
Во время выступления Молодежного оркестра в штаб-квартире ЮНЕСКО Михаил Швыдкой, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, заметил, что за прошедшую неделю молодые музыканты почувствовали, как велик мир, как много в нем часовых поясов. И это точно в отношении топографии тура, охватившей и Москву, где оркестр в течение двух недель готовил в Доме музыки гастрольную программу, и Нью-Йорк, и Париж, и даже попавшийся на пути самолета исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, дышавший в иллюминаторы темными клубами дыма и пепла и сильно затормозивший многочасовые перелеты оркестра. Но музыканты почувствовали также, и как тесен мир. Как много в нем не только разного, но и общего.
В дни выступлений Молодежного оркестра в Нью-Йорке в Линкольн-центре на сцене New York City Ballet Алексей Ратманский представлял свою новую постановку - Namouna на музыку Эдуарда Лало, а напротив, в Avery Fisher Hall Валерий Гергиев и Денис Мацуев исполняли программу из серии "Русский Стравинский" с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В Париже в те дни чествовали советских ветеранов. А сами музыканты знакомились с городами и, кроме афишных концертов, выступили перед сверстниками, студентами музыкального колледжа в Центре исполнительских искусств Нью-Йоркского университета (SUNNY), расположенного в 20 км от Манхэттена на живописной территории университетского городка. И здесь, в Рецитал-холле, студенческую аудиторию (как потом и нью-йоркскую, и парижскую) привела в восторг артистичная Алевтина Яровая (сопрано), участница Молодежной программы Большого театра, поразил виртуозным "Полетом шмеля" на ксилофоне 14-летний Николай Конаков из Тюмени, захватила брутальной оркестровой энергией "Лезгинка".
"Это что-то феерическое, - сказала одна из студенток музыкального факультета. - У нас тоже есть свой оркестр, но выступить с такими музыкантами - мечта". А главное, что ощущалось во всех выступлениях оркестра, - это радость музыкального и человеческого общения, желание играть вместе и открывать для себя огромный и такой близкий мир.