Еще накануне премьеры на сцену Театра Российской армии подвозили декорации, а звукорежиссеры спешно отстраивали мониторы и микрофоны.
Действо было намечено масштабное: с 20 музыкантами оркестра, играющими вживую. С обилием оригинальных сценических решений и кинофрагментами. С меняющими костюмы и амплуа актерами и танцорами. С народными артистами России - Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном - в главных ролях. Дело, как выяснилось, того стоило.
Женщина такой загадочной и до сих пор абсолютно неизученной судьбы, как Мата Хари, вот уже почти век привлекает внимание драматургов и писателей мира. Красавица и куртизанка и в то же время многоликая шпионка времен Первой мировой войны - она в 2009 году стала главной героиней (актриса Теона Дольникова) мюзикла Евгения Гинзбурга, впрочем, довольно быстро снятого с репертуара. Интриги и хитов в той постановке все-таки не хватало. Исполнителем второй главной роли тогда оказался выбран Эммануил Виторган - замечательный актер, но вокалист не столь значительного диапазона. Композитор Максим Дунаевский, режиссер и хореограф Егор Дружинин и поэт-либретист Николай Денисов пошли другим путем. Они пригласили на роль Маты Хари Ларису Долину - харизматичную эстрадную и джазовую певицу. А главную мужскую роль, после кастинга и совместного обсуждения кандидатур, доверили Дмитрию Харатьяну, уже не раз привольно чувствовавшему себя в жанре водевиля, отменно поющему (и нередко выступающему с сольными концертами под гитару). К тому же завидно нравящемуся уже нескольким поколениям российских женщин. Да и сценарий закрутили одновременно и романтично-сюжетный и детективный, точно следуя избранному названию "Любовь и шпионаж". Впрочем, первое слово оказалось в премьере все-таки определяющим.
|
Видео: Сергей Куксин |
Начинается новый мюзикл, впрочем, не как привычно для жанра, а неспешно, драматично и тягуче, как во многих детективах Агаты Кристи. 1928 год, отель в Париже. Стареющая в одиночестве актриса, ностальгирующая по прошедшей кинославе и срывающая зло на собственном слуге. Некая словесная перегруженность, потеря темпа и все еще откладывающееся появление интриги и внятного сюжета прерываются лишь с появлением Дмитрия Харатьяна. В новой роли он очень хорош: искрометен, непредсказуем, легко превращается то в журналиста, то в режиссера, то в русского офицера. Именно с его появлением фактически драматический спектакль с первых минут действа занятно превращается в мюзикл. С бесшабашной хореографической работой, с лихими танцами (конечно, Егор Дружинин не обошелся и без столь любимого им степа), затейливым наполнением сцен и массой непредсказуемых находок. Что стоит хотя бы замысел - выпускать время от времени на сцену актрису, исполняющую роль уборщицы. Та скрупулезно и равнодушно подметает за танцующими и поющими исполнителями. А они порой превращают ее то в спортсменку, крутящую сальто на турнике, составленном из ее же метлы, то в киноактрису, а в финале и вовсе расстреливают, поскольку один из окружающих ее мужчин подменил протестующей уборщицей уже обвиненную в шпионаже Мату Хари.
Впрочем, так ли это - остается загадкой, в мюзикле вообще много планов, внезапных ответвлений сюжета, превращений Ларисы Долиной то в увядающую приму кино, то в интригующую и прекрасную Мату Хари. Сценарий закручен и небанален, при этом - что не очень характерно для мюзиклов, обычно служащих цели развлечь, - он еще и умный, кому-то, может, даже покажется - избыточно. Он заставляет задуматься о многих вопросах бытия. Например, над волнующим саму Мату Хари вопросом: стоит ли спасение одного любимого, слепого русского офицера всех тех военных германских или французских кораблей, которые погубили ее шифрограммы? Естественно, за большие деньги, идущие на лечение возлюбленного. Или фразы о том, почему один из героев так и не ушел от жены: он решал, что лучше - быть нелюбимым, но любить или не любить, но быть любимым. А еще урок о том, что "танцевать - это просто, надо только вначале встать на цыпочки"... Но главное в этом мюзикле, конечно, работа композитора. Те, кто ценил Максима Дунаевского за шлягер "Непогода" и мюзикл "Мэри Поппинс, до свидания!", будут очень довольны. Остальные - еще больше: в "Любви и шпионаже" тщательно продуманы сквозные зонги, мелодии влекущи и филигранны, а пара композиций наверняка станут народными хитами. В частности, дуэт Долиной и Харатьяна "Русская тоска" или сольная ария певицы "Глаза дня". При этом скрытый финал, когда все ясно и эмоциональные и сюжетные акценты уже расставлены, наступает примерно за 10 минут до окончания мюзикла. Но кто же откажется послушать снова вышедшую на авансцену Ларису Долину с очередным впечатляющим вокальным номером?! Или как Дружинин может обойтись без завершающего танца, в котором масштабно и предприимчиво задействованы все действующие лица "Любви и шпионажа"?! Вот и зрители сочли так же, поздравив актеров с премьерой неутомимыми аплодисментами.