18.05.2010 00:40
Экономика

Юристы: Закон о совершенствовании правового положения госучреждений оставляет открытыми целый ряд вопросов

Плюсы и минусы закона о совершенствовании правового положения госучреждений
Текст:  Сергей Хаванский (юрист-аналитик Юридического бюро "Падва и Эпштейн")
Российская Бизнес-газета - : №17 (750)
Читать на сайте RG.RU

Вступил в силу Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который, по мнению многих, приведет к настоящей "бюджетной революции" в стране.

Закон вносит изменения в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Его цель - формирование условий для сокращения затрат бюджетных учреждений и стимулирования их деятельности по привлечению источников небюджетного финансирования.

В соответствии с вносимыми изменениями в статью 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение будет создаваться в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения.

Бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься деятельностью, приносящей доход, который поступает в дополнение к субсидиям из бюджета, для самостоятельного распоряжения учреждениями. Доход казенных учреждений поступает в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Важнейшей новеллой документа стала замена сметного финансирования на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания, однако при этом допускается уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения задания. По мысли авторов закона, такой подход должен повысить эффективность решения бюджетными учреждениями уставных задач, так как при существенном сокращении объема госзадания они будут вынуждены изыскивать дополнительные средства путем оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, предусмотренной учредительными документами.

К сожалению - и на это неоднократно указывали критики закона, - он оставляет открытыми целый ряд вопросов: что конкретно будет входить в состав госзадания, кем и как оно будет формироваться? Что произойдет, если бюджеты не сумеют вовремя обеспечить его финансирование? Какова будет доля платных услуг в общем объеме, и в каком порядке будет определяться стоимость их оказания?

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований сохраняется лишь в отношении казенных учреждений. Закон устанавливает невозможность осуществления взыскания по исполнительным документам на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество бюджетных учреждений, определенное решениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления до 1 марта 2011 года.

Неразрешенным остается вопрос о правовых последствиях неконкурентоспособности и, как следствие - неплатежеспособности бюджетного учреждения. Означает ли это, что оно должно будет подвергнуться банкротству в общем порядке? И если это так, то, с одной стороны, это означает возможность для бизнеса занять освободившуюся нишу, предлагая населению свои услуги. С другой стороны, многие ли бюджетные учреждения обладают достаточным имуществом, за счет которого могут удовлетворить свои требования кредиторы в случае банкротства? Да, и вообще, отмена принципа сметного финансирования не подорвет ли базу многих бюджетных учреждений настолько, что многие негосударственные контрагенты откажутся от работы с ними, опасаясь лишиться и того минимума средств, который могут получить сейчас, в условиях действующего законодательства?

Автономные учреждения тем не менее сохранят свой статус наиболее свободных из всех созданных государством. В отличие от них, бюджетные учреждения будут находиться на кассовом обслуживании органов Федерального казначейства и финансовыми органов субъектов, а также будут обязаны применять нормы Федерального закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения. Кроме этого, в отличие от автономного, бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника, в т.ч. приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности.Как представляется, основной риск закона состоит в его нынешней правовой "подвешенности": он не обеспечен достаточным числом подзаконных актов, детализирующих его достаточно общие положения. С одной стороны, до января 2011 года, когда планируется вступление в силу большинства норм (еще один год составит переходный период), еще более полугода. С другой стороны, вряд ли можно признать такой срок для вдумчивой и планомерной работы по подготовке полноценной правовой базы деятельности государственных учреждений.

Но при этом нельзя не учитывать и другую сторону медали - в случае, если все же необходимая нормативная база будет подготовлена на требуемом качественном уровне, то увеличение финансовой самостоятельности бюджетных учреждений может очень позитивно сказаться на них, в том числе в плане отношений с бизнесом.

Федеральный бюджет