Автозаправки, кемпинги, кафе, которые не смогут обеспечить высокий уровень обслуживания, должны будут уйти с платных трасс. Правда, пока четких критериев нет, их только предстоит разработать.
Вчера госкомпания "Автодор" начала проверять придорожный сервис на магистрали М-4 "Дон". Следующей будет М-1 "Беларусь". Вместе со специалистами часть дороги к Черному морю и олимпийскому Сочи проехала и корреспондент "РГ".
В перспективе дорожный сервис планируют развивать как многофункциональные центры, где есть кафе, точки обслуживания автомобилей, торговые площади. Бензоколонок на данный момент на трассах М-1, М-4 достаточно. И для открытия новых нужно будет серьезное основание. Эксперты пояснили "РГ", что многофункциональные центры предполагается открывать по схеме выкупа земли через аукцион. Сначала госкомпания, которая будет управлять дорогой, выкупит землю у региона и уже потом выставит ее на аукционе с условиями целевого назначения, то есть для открытия многофункционального сервиса.
Для частников, которые торгуют вдоль дорог ягодами, яблоками с приусадебных участков или пирожками, предполагается организовать пункты сельскохозяйственной торговли. Они будут связаны с близлежащими деревнями. К ним предполагается организовать съезды, чтобы желающие купить что-нибудь "домашнего" могли не парковаться на обочине скоростной трассы, а заехать на стоянку. Это позволит повысить безопасность движения на дороге, снизить риск для местного населения, которое торгует на трассе.
Но это все планы на будущее. А пока в госкомпании составили открытое письмо-обращение к представителям существующего придорожного бизнеса на будущих платных дорогах, чтобы они учли все требования, которые им предстоит выполнить при обслуживании клиентов. И сейчас предстоит выяснить, какова ситуация на деле. К концу этой недели дорожники планируют добраться по трассе М-4 "Дон" до Новороссийска, останавливаясь у каждой бензоколонки, торговой точки и месте отдыха для водителей.
Специалисты проверяют, есть ли на объекте туалет, каковы условия для заправки машины, как утилизируют мусор. Если в Московской области все более или менее неплохо, то уже дальше уровень обслуживания не всегда на высоте. Асфальтированные стоянки, туалеты есть в основном только на бензоколонках. Всевозможные импровизированные кафе на колесах об этом не позаботились. У них нет даже электричества, а воду кипятят в самоваре. Ни один объект на дороге, даже в Подмосковье, не имеет беспроводного доступа к Интернету. А это условие будет обязательным.
Что касается Московской области, то здесь подчас под придорожный сервис маскируются строительные рынки и торговые точки. Но это только в районе активного дачного выезда, примерно в 100 км от Москвы. Потом их становится все меньше и меньше. Однако, скорее всего, все такие торговые площади обяжут переквалифицироваться из дорожного сервиса и зарегистрироваться как торговые предприятия. И тогда им придется сделать въезд не со стороны федеральной трассы, а со стороны региональной дороги. И за их состояние будут отвечать вместе с владельцами местные власти, а не дорожники. Кроме того, на дорогах М-1 и, М-4 предстоит разобраться с самозахватом земель. На данный момент вдоль дороги есть объекты, которые на пару метров залезают на территорию федеральной трассы (в районе дорожного отвода), а остальная площадь находится на региональной территории.
Когда у специалистов "Автодора" будет полная картина состояния придорожного сервиса, они по каждому объекту составят свои рекомендации. Те, кто будет отвечать всем взыскательным запросам автомобилистов, смогут продолжить работу. А те, кто не захочет развиваться и вкладывать деньги, скорее всего, уйдут из придорожного бизнеса. Однако эксперты признают, что вытеснить их даже с самозахваченной территории будет нелегко. И дорожникам придется решать эту проблему в судебном порядке.