Пермский край стал одним из первых регионов, в качестве эксперимента перешедшим на так называемую одноканальную систему финансирования здравоохранения, когда качество оказанных медицинских услуг напрямую увязали с результатом лечения.
Суть проекта проста. Средства, предназначенные на оказание медицинской помощи населению, - деньги, которые заложены на обслуживание одного больного по региональной программе, - получают поликлиники.
Поликлиника подсчитывает свои расходы по диагностике и лечению пациентов, рассчитывается за медицинскую помощь, оказанную другими медучреждениями. Итог подводят страховые организации с учетом полученного результата. При этом учитывается количество жалоб больных и результаты вневедомственного контроля качества медобслуживания. Перечисленные страховщиками деньги идут на повышение квалификации медиков, внедрение новых технологий и стимулирующие выплаты работникам.
Результаты не заставили себя ждать. Благодаря пилотному проекту в крае выросли объемы амбулаторной помощи и снизилось число необоснованных направлений пациентов к узким специалистам и в стационар. А количество жалоб от населения в страховые организации уменьшилось.
- Благодаря проекту смертность в трудоспособном возрасте удалось за два года снизить с 9 случаев на 1000 человек населения до 7,8, - говорит руководитель краевого департамента развития человеческого потенциала Валентина Былинкина. - Это стало возможным за счет улучшения качества медицинской помощи, выявления заболеваний на ранних стадиях. Как результат, средняя продолжительность жизни в регионе за два года выросла с 64 до 66 лет. Сократилась и естественная убыль населения - с 14 838 человек в 2006 году до 4511 в 2009-м. Сейчас все врачи заинтересованы в том, чтобы не доводить больного до критического состояния, когда заболевание становится запущенным и человека приходится госпитализировать.
Конечно, в системе одноканального финансирования есть и нюансы: некоторые врачи поликлиник в погоне за высокими зарплатами стали искусственно задерживать на амбулаторном лечении тех больных, которые нуждаются в стационарном.
- Помимо внедрения рыночных механизмов и конкурентной модели функционирования медицинских учреждений важно изменить мотивацию медиков, - уточняет Былинкина. - Врач должен управлять здоровьем пациента, ему должно быть невыгодно, чтобы человек болел.
Важно, что новая система перестраивает отношение врачей к оказанию медицинской помощи. Их зарплата перестает зависеть от числа посещений, и это позволяет более эффективно использовать средства обязательного медицинского страхования.
Кроме того, краевые власти планируют более активно передавать непрофильные функций медучреждений - уборку территорий, стирку белья, лабораторные исследования, транспортные услуги - на аутсорсинг. Размещение услуг на конкурсной основе позволит привлечь бизнес в сферу здравоохранения. При этом услуги для населения остаются бесплатными, а их качество повышается.