19.05.2010 00:40
Экономика

Количество магазинов дьюти-фри в Таможенном союзе будет увеличиваться

21 мая главы правительств Таможенного союза решат, как гражданам ввозить через общую границу свои покупки
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №106 (5185)
Читать на сайте RG.RU

Ожидается ли массовое закрытие магазинов дьюти-фри? Хлынет ли в Россию поток подержанных иномарок по низким ценам из Белоруссии?

И каким образом будут конкурировать за клиентов таможенники Казахстана, Белоруссии и России? На эти "горячие" вопросы в преддверии начала деятельности единого таможенного пространства России - Белоруссии - Казахстана вчера ответили руководители ведущих управлений Федеральной таможенной службы.

Впрочем, начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин сразу предупредил: радикальных изменений с 1 июля не произойдет, возникнут лишь "новые особенности". К примеру, магазины беспошлинной торговли, по словам Ивина, никто закрывать не собирается. А вот перерегистрацию их владельцам пройти придется. В Таможенном кодексе Таможенного союза к ним установлены единые требования "на троих" - по обустройству, наличию необходимого оборудования. То же самое касается владельцев таможенных складов, брокеров, перевозчиков. На обновление документов всем им отводится полгода. То есть до 1 января 2011 года они смогут работать в прежнем режиме. Потом, если перерегистрации не будет, все они окажутся вне закона. Кстати, по прогнозам Ивина, впоследствии количество магазинов дьюти-фри в Таможенном союзе только возрастет.

Ситуацию с ввозом в Россию подержанных иномарок физическими лицами из Белоруссии Ивин тоже предпочел не драматизировать. И предложил дождаться окончания этой недели. В пятницу, 21 мая, главы правительств Таможенного союза соберутся для подписания почти 18 межгосударственных соглашений. В том числе и о ввозе товаров физическими лицами. Напомним, для Белоруссии унификация пошлин на поставку автомобилей в Россию для личного пользования - наиболее больной вопрос. И на их повышение, чтобы уравнять их с российскими, она пока не идет. В случае если премьеры все же не придут к согласию, по словам начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Дмитрия Некрасова, автомобили будут ввозиться в Россию на временных условиях. А при их продаже будет взиматься разница между российскими и белорусскими пошлинами на легковые авто.

На вопрос журналистов, надолго ли в Таможенном кодексе Таможенного союза закрепляется норма, согласно которой декларации на товары бизнесмены должны будут подавать только таможенным органам той страны, в которой зарегистрированы либо постоянно проживают, Владимир Ивин сообщил, что пока это временное переходное ограничение. Впоследствии с созданием единого экономического пространства импортеры и экспортеры сами смогут выбирать наиболее удобные для них таможни. По словам Ивина, инструментом конкуренции в этом случае, как правило, становится выдача различных разрешений. Но о них речь просто не идет. Сегодня главы таможенных служб трех государств, напротив, договариваются о согласованных действиях. Они предусматривают в первую очередь использование лучшего опыта. Для обмена им в рамках Таможенного союза создается Коллегия таможенных органов во главе с руководителями трех национальных таможен. С российской стороны это будет глава ФТС России Андрей Бельянинов.

Ответил Ивин еще на один щепетильный вопрос: "Не боятся ли таможенники, что с началом полномасштабного действия Таможенного союза начнется массовая "утечка" бизнесменов из России, к примеру, в Казахстан или Белоруссию, где сегодня более льготные таможенные режимы оформления товаров?" Такое опасение Ивин не разделяет. "Представьте российскую фирму, которая по разным причинам решила оформлять товары на казахской таможне, - пояснил он свою позицию. - Этого ей запретить никто не может. Но при этом российские бизнесмены должны будут зарегистрировать фирму в Казахстане, встать на налоговый учет, соблюдать принципы местного налогообложения, судопроизводства, которое, кстати, ведется на казахском языке. То есть очутиться в достаточно чужеродной экономической среде". Впрочем, некоторую "бизнес-миграцию" Владимир Ивин не исключает. И видит в этом как плюсы, так и минусы. Он не исключил, что из Белоруссии, где сегодня налоги выше, в Россию также перетекут какие-то компании. Но проанализировать вопрос бизнес-миграции можно будет только через год, то есть в июле 2011 года, предположил Ивин.

Журналисты также поинтересовались правовыми вопросами, касающимися уголовных и административных правонарушений. Как, например, предполагается поступать с контрабандистами и прочими нарушителями таможенных законов Таможенного союза, если преступление совершено в Белоруссии, выявлено в России, а нарушитель - гражданин Казахстана? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Принципы обмена вещдоками, нарушителями потребуют специального законодательного уточнения. Однако документы, необходимые для подписания семи международных договоров, направленных на формирование правовой базы Таможенного союза, ФТС уже внесла в правительство.

ВЭД Таможенный союз (ТС)