К 1 июня комитеты Смольного должны представить свои предложения по программе энергосбережения, которую петербургские власти планируют утвердить на заседании городского правительства в середине августа.
Уже сейчас специалисты комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга, комитета по экологии и энергоэффективности недвижимости и представители Гильдии управляющих и девелоперов разработали так называемую "Систему концептуальных рекомендаций". При ее подготовке были адаптированы 20 из 100 рекомендаций системы LEED, применяемой в США с 1975 года. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об энергоэффективности" разрабатываются методические рекомендации для применения в регионах Северо-Западного федерального округа, которые будут обязательными для застройщиков, выполняющих работы в рамках госзаказа.
Теперь проектировщики обязаны учитывать показатели расхода энергоресурсов, применять энергоэффективные архитектурные, технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, а застройщики - использовать энергоэффективные материалы и конструкции. Однако есть одно "но": новый документ в отсутствие концепции носит рекомендательный характер. Другими словами, вся энергоэффективность в большинстве случаев остается только на бумаге. Как говорят застройщики, заставить их соблюдать новые правила игры фактически невозможно. Да и невыгодно.
Чтобы мотивировать инвесторов и застройщиков, должны работать внутренние механизмы рынка, считают эксперты. Особое место здесь могут занять саморегулируемые организации (СРО), участие в работе которых стало обязательным для всех строительных организаций города, а также Федеральный закон N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", который вступил в силу 27 ноября 2009 года. Согласно данному ФЗ, предприятия должны пройти энергетическое обследование и получить энергетический паспорт объекта. Этот документ устанавливает показатель энергетической эффективности объекта, а также перечень мероприятий по энергосбережению. Проводя анализ ресурсозатратности собственной деятельности, компании получают и план мероприятий по сокращению своих издержек.
Однако до сих пор, как говорит советник директора некоммерческого партнерства Жорж Захаров, "ни одного СРО в данной сфере не появилось". Другими словами, ни одна организация допуска официально не получила. Как прокомментировал ситуацию президент некоммерческого партнерства Валерий Соловьев: "Только участникам саморегулируемых организаций даны права проведения энергетического обследования и разработки энергетических паспортов".
При этом, по словам Соловьева, "объектами энергетического обследования становятся многие сотни и даже тысячи предприятий, что накладывает повышенный уровень требований и ответственности к качеству работы организаций, осуществляющих энергетическое обследование и разрабатывающих энергетические паспорта".
Напомним, что до 31 декабря 2012 года все предприятия (а их в Санкт-Петербурге около 30 тысяч) должны пройти подобную процедуру. Однако уже сейчас, по мнению Соловьева, очевидно, что для такой работы в Петербурге нет ни кадров, ни оборудования, ни времени: "Все это приведет к тому, что с января 2013 года Ростехнадзор начнет штрафовать предприятия".
Другой вопрос - что делать с теми зданиями, которые уже построены, ведь новые правила касаются и их. Сейчас энергореновация находится на уровне эксперимента. В конце прошлого года начались работы по превращению муниципального округа Ульянка, входящего в состав Кировского района, в энергоэффективный квартал. Проект реконструкции инфраструктуры предусматривает, в частности, замену системы водоснабжения квартала, что снизит потребление электроэнергии на 30 процентов. Все внутриквартальное освещение заменят на энергосберегающее, а дома утеплят по специальной технологии.
Однако эксперимент экспериментом, как и когда он закончится - пока неизвестно. Хотя несколько лет назад Смольный заявлял, что весь жилой фонд Санкт-Петербурга будет оснащен приборами учета электроэнергии к 2010 году, половина года почти уже прошла, и осталось немного времени, чтобы выполнить обещания.
Есть и еще одна преграда в активном развитии механизма энергосбережения. Согласно постановлению правительства России N 307, все средства, сэкономленные после установки приборов учета, должны быть возвращены жителям дома. Очевидно, что при этом серьезно страдают интересы инвестора. Поэтому теплопотребление в России почти в три раза выше, чем в соседних Финляндии и Швеции. В землю уходит от 15 до 40 процентов тепла, поступающего по сетям от поставщика к абонентам. А если учесть, что для того, чтобы начать экономить, надо сделать серьезные инвестиции в переоборудование домов и предприятий, получается, что компаниям города легче только говорить о энергоэффективности и энергосбережении, чем комплексно заниматься этим нелегким делом.
Владимир Быков, представитель инженерной секции Санкт-Петербургского союза ученых:
- Федеральный закон N 261-ФЗ хорош прежде всего тем, что он конкретизирован, имеет сроки исполнения и устанавливает немалую материальную ответственность за нарушение положения об энергосбережении в виде различных штрафных санкций - как юридическим, так и физическим лицам. Однако для его реализации необходимы разработка, согласование и утверждение 47 подзаконных актов. В настоящий момент их принято только 12.