Серьезные изменения, предпринятые руководством минобороны в комплектовании и учебном процессе в Суворовских военных училищах, вызвали в обществе жаркие споры: кого и как должны готовить эти учебные заведения? Свои аргументы "за" и "против" высказали эксперты "РГ".
Командиры с детства
Игорь Иванов, экс-министр иностранных дел РФ, выпускник Московского суворовского военного училища:
- Не буду касаться технических вопросов военной реформы. У нас в стране немало экспертов, которые уже высказывались и, уверен, продолжат высказываться на эту тему. Вместе с тем считаю необходимым осветить свою точку зрения на боевую подготовку солдат и офицеров.
Нельзя не согласиться с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым, утверждающим, что подготовка офицеров - это "самый сложный вопрос", который сейчас решает руководство министерства обороны. Совершенно очевидно, что даже самые правильные решения, касающиеся реформы Вооруженных сил, смогут быть воплощены в жизнь лишь в том случае, если армия и флот будут располагать высоко-профессиональным, преданным своему долгу офицерским корпусом.
С этой целью генерал армии Макаров предлагает "изменить менталитет командиров". Лучше, однако, не менять, а правильно формировать менталитет, и делать это надо с раннего возраста. Вот почему в 1943 году были образованы Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища, перед которыми была поставлена задача: готовить мальчиков к военной службе. За более чем 60-летнюю историю училища подготовили для наших Вооруженных сил более 100 тысяч первоклассных офицеров и генералов. В их числе 70 героев Советского Союза и России, видные военачальники.
Суворовская школа, вобравшая в себя лучшие традиции кадетского образования с его 300-летней историей, всегда была направлена на воспитание в будущих офицерах высокого морального духа, доблести и самопожертвования.
Казалось бы, что еще надо: развивай оправдавшую себя всей своей историей уникальную систему суворовского образования. Однако в министерстве обороны, как видно, избрали иной путь "изменения менталитета командиров".
Начальник главного управления кадров минобороны Виктор Горемыкин прямо заявляет: "В условиях сокращения количественных параметров кадрового заказа на подготовку офицеров мы не ставим на первое место перед Суворовскими училищами задачу подготовки обучающихся к офицерской службе. Теперь никто не обязывает выпускников Суворовских училищ поступать только в военные учебные заведения".
Еще дальше идет первый заместитель министра обороны Александр Колмаков: "В целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса в соответствии с учебными программами и качественной подготовкой к зачетам и выпускным экзаменам суворовцы, нахимовцы и учащиеся военно-музыкального училища структурно подчиненных Минобороны России привлекаться к участию в военных парадах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, не будут". Вот так! С 1945 года во всех Парадах Победы участвовали, а теперь не будут.
Ясно, к чему ведут такие нововведения: под ударом все, что имеет отношение к военной подготовке суворовцев и нахимовцев. Но в таком случае училища лишатся своей сути, того, что составляет их неповторимость, они потеряют смысл существования.
С какой целью это делается? Ведь у нас имеются подчиненные различным ведомствам военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты, которые занимаются общеобразовательной подготовкой. Уникальность Суворовских и Нахимовских училищ как раз и заключается в их особой учебной программе. В том, что они дают элементы военной подготовки мальчикам, подавляющее большинство из которых потом должно пойти на службу в Вооруженных силах в офицерском звании.
Что же касается попытки отстранить суворовцев и нахимовцев от участия в парадах, могу заверить исходя из своего собственного опыта: маршировать по Красной площади было высочайшей честью для каждого из нас, наполняло гордостью за свою Родину. Нашей жизни и здоровью это не угрожало никоим образом.
Складывается впечатление, что ситуация с Суворовскими и Нахимовскими училищами действительно подошла к критической черте невозврата.
Кому доверять реформу?
- В канун недавнего юбилея Победы страсти вокруг Суворовских училищ достигли точки кипения. Формальной причиной для вспышки дискуссионной активности послужили заявления руководителей оборонного ведомства о том, что курсанты не будут привлекаться к участию в параде на Красной площади. Наверное, действительно есть что обсудить. Хотя на самом деле конфликт, как мне представляется, выходит за пределы этой конкретной ситуации.
Не открою большого секрета, если скажу, что за созданием "нового облика Вооруженных сил", на чем уже не первый год настаивает министерство обороны, скрывается достаточно радикальная военная реформа. Вообще-то единственная на сегодняшний день в нашей стране реальная реформа, отвечающая требованию модернизации, то есть смотрящая вперед, а не назад.
Надо ли говорить о том, что любая реформа неизбежно встречает сопротивление? Тем более военная, поскольку армейская среда традиционно консервативна (а генералы, если верить Черчиллю, всегда готовятся к прошлой войне). Судьба же Суворовских училищ, да и всей системы военного образования, стала, на мой взгляд, лишь предлогом для очередной атаки на затеянные перемены.
Правда, среди оппонентов звучат голоса тех, кто вполне искренне, без задней, что называется, мысли озабочен этой проблемой, испытывая естественную ностальгию по временам собственной юности и приводя соответствующие аргументы: раньше и небо было голубее, и вода мокрее...
Как будто на протяжении трех столетий развития в России военного образования его формы и содержание не претерпевали изменений сообразно внешним и внутренним условиям. Кстати: первая реорганизация кадетского корпуса, созданного в 1732 г., была проведена уже через 11 лет, еще одна - при Екатерине II, далее - практически при каждом новом российском правителе...
Спрашивается: почему же Суворовские и Нахимовские училища, появившиеся на свет в специфическое время (1943 г.) и в специфических обстоятельствах (в районах, освобожденных от нацистской оккупации), надо обрекать на застой, на существование в качестве музейного экспоната с надписью "Руками не трогать!"? Собственно говоря, тот же вопрос можно отнести ко всей Российской армии, во многом сохраняющей до сих пор порядки и нравы, заложенные Троцким и Фрунзе. И тот факт, что она одержала Великую Победу в 1945 г., никак не гарантирует ее сегодняшнюю эффективность.
Нетрудно понять, что задержавшаяся в своем развитии почти на семь десятилетий система военного образования, включая Суворовские и Нахимовские училища, в своем нынешнем виде просто не в состоянии снабжать армию профессиональными кадрами, отвечающими современным качественным и количественным критериям. Так стоит ли сохранять нетронутой эту систему, какими бы ни были ее заслуги и сколько бы героев она ни подготовила в прошлом?
Споры же о том, надо ли суворовцам участвовать в парадах, напоминают старый военный анекдот, когда командир говорит солдатам: "Вы посмотрите на себя - сапоги не чищены, воротнички грязные! А если враги объявят войну?!" Если выбор стоит таким образом, то шагистика, доведенная до совершенства ценой нескольких месяцев бесконечных тренировок на плацу, вряд ли поднимет боеспособность армии, заменив собой знания, необходимые современному офицеру современной армии.
Все вышесказанное вовсе не означает, что предлагаемая реформа военного образования, как и весь "новый облик", безупречна. Важно только определить исходные позиции для дальнейшего критического обсуждения. Применительно к нашей теме надо прежде всего ответить на главные вопросы: какие военные учебные заведения нужны? Для чего? Какие кадры там готовить? Кто должен их готовить?
Пока же получается, что любые предложения по реформе отвергаются с порога - только потому, что раньше было иначе.
Может, действительно не только война, но и реформа - слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным.
Школьный класс в погонах
- В последнее время в нашем обществе, средствах массовой информации обсуждаются изменения, происходящие в Суворовских, Нахимовских военных училищах и кадетских корпусах. Действительно, училища ждут перемены, во многом концептуального характера, но только это - не чья-то прихоть или чей-то каприз. Это - веление времени.
Всем хорошо известно, что Суворовские и Нахимовские училища появились в годы Великой Отечественной войны в первую очередь для того, чтобы воспитывать и обучать детей, потерявших родителей на полях сражений. Но уже совсем скоро они стали, пожалуй, самыми желанными и престижными учебными заведениями для подростков Советского Союза. Изменились и условия приема в училища. Неизменной осталась их высокая миссия - воспитывать достойных граждан страны. И кто же будет в здравом уме от этого отказываться!
Только не стоит забывать, что сегодня мы живем в другом мире, другом государстве, что идет формирование нового облика Вооруженных сил. Далеко не все родители могут дать своим детям возможность получить качественное образование. Скажем прямо, довольно остро стоит эта проблема и в семьях военнослужащих. Не сокращается и число сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вот мы и подошли к главному. Для нас сегодня Суворовские, Нахимовские военные училища, кадетские корпуса - это место, где офицеры, члены их семей имеют возможность в первую очередь дать детям качественное общегражданское образование. У нас сейчас почти два десятка училищ и кадетских корпусов, в каждом в среднем по шестьсот воспитанников. Понятно, что военные вузы просто не способны принять такое количество абитуриентов. Да это и не требуется. Задача, повторюсь, в первую очередь состоит в том, чтобы военнослужащие, особенно в отдаленных гарнизонах, могли полностью сосредоточиться на выполнении профессиональных задач и быть при этом спокойными за обучение и воспитание своих детей. Статус Суворовских училищ и кадетских корпусов сохраняется, как и их нахождение в ведении минобороны России. Исторически сложившаяся форма одежды суворовцев с погонами и лампасами также остается их фирменным атрибутом.
Вряд ли можно считать ошибочным и исключение должностей военнослужащих из штатов Суворовских училищ. Во многом оно обусловлено сокращением общей численности офицерского состава в Вооруженных силах. Вместе с тем это позволяет назначать на должности воспитателей офицеров запаса, имеющих богатый служебный и жизненный опыт. Кроме того, предусмотрено дополнительное введение должностей педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов так называемого дополнительного образования. Кроме того, теперь Суворовские училища могут привлекать для реализации учебной программы лучших учителей школ, лицеев, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, сотрудников научно-исследовательских организаций, учреждений культуры.
Нас упрекают в том, что мы якобы полностью убрали военную составляющую в подготовке суворовцев. Но это опять-таки не соответствует действительности. Изучение основ военной подготовки сохранилось. Более того, мы стараемся и здесь выйти на новый уровень, предлагая современные формы и методы обучения. Для начала мы возродили в Суворовских училищах очень популярную в свое время военно-патриотическую игру "Зарница". В больших количествах приобретаем для училищ новые, самые передовые, "продвинутые" технические средства обучения, тренажеры, имитаторы, которые способны увлечь ребенка, сделать процесс познания мира, возможной будущей профессии интересным и захватывающим. Для нас поставляют сегодня, к примеру, пейнтбольное оборудование и скалодромы. Такие подходы к организации учебно-воспитательного процесса позволят выпускникам училищ осознанно выбрать будущую профессию, а лучшим из них поступить в высшие военно-учебные заведения.
И, наконец, последнее. Многих волнует вопрос: почему суворовцы и нахимовцы уже два года не участвуют в военных парадах на Красной площади. Здесь кое-кто опять увидел чьи-то "происки". Но если они и есть, то имя им - учебный процесс. Подготовка к параду занимает около 3-х месяцев ежедневных тренировок, что приводит к длительному отрыву ребят от плановых занятий (около 15 процентов годового учебного времени), большим физическим и эмоциональным нагрузкам. Кроме того, для обучающихся 9 и 11-х классов в этот период наступает самая горячая пора подготовки к государственной итоговой аттестации.
В стороне от праздничных торжеств суворовцы, нахимовцы, кадеты, конечно, не останутся. Лучших воспитанников приглашаем и будем приглашать на военные парады в Москву. Но не в качестве участников, а в качестве гостей.
Фото: РИА Новости