Смена главных режиссеров в Смоленском драматическом театре имени Грибоедова - явление частое. В этом есть и плюсы, и минусы: положительным является то, что смоляне могут познакомиться с режиссерами, имеющими порой противоположные ответы на вопрос, что такое современный театр. Однако на стабильности работы театральной труппы это отражается не лучшим образом.
Новым главным режиссером Смоленского драмтеатра стал заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, до недавних пор руководивший в Витебске Национальным академическим драматическим театром имени Якуба Коласа. Сам он говорит, что получил новую работу по случайности, но ход событий подсказывает, что произошло такое неспроста. Два года назад Виталий Барковский вместе с артистами своей витебской труппы впервые приехал в Смоленск на фестиваль "Смоленский ковчег" и произвел фурор спектаклем "Домой". Через год, уже в качестве приглашенного режиссера, он поставил в Смоленске спектакль "Ищу настоящего мужчину" по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой. Теперь, уже в качестве штатного режиссера российского областного драмтеатра, он ставит здесь "Позднюю любовь" Александра Островского.
- Виталий Михайлович, каким ветром вас занесло в провинциальный театр в Смоленске?
- В силу определенных причин примерно год назад я покинул театр имени Якуба Коласа. Звонок из Смоленска застал меня в Варшаве, где я ставил два экспериментальных спектакля - "Вишневый сад" и "Шизофрению". Мне предложили контракт на год с его продлением в том случае, если что-то будет получаться. Принимать театр после Ледуховского (Анатолий Ледуховский занимал пост главного режиссера Смоленского драматического театра в 2008-2009 годах. - Прим. автора) - задача очень сложная. Я видел его работы, отношусь к нему с огромным уважением, безусловно, считаю его посвященным в самые глубокие театральные истины и ориентированным на эстетику европейского театра в лучшем смысле этого слова. Я знаю, что смоленскому зрителю его спектакли показались сложными, и, сознавая это, даже подумал, что, может быть, и неплохо было бы занять место после него. Я попрактичней, похитрее, если хотите... Чтобы сохранить театр, сохранить коллектив, нужна ауди тория, а существовать в пространстве эксперимента - значит подвергать себя постоянным нападкам. Я намерен разговаривать со смоленским зрителем, поскольку считаю такой диалог неотъемлемой частью жизни любого культурного города.
Экспериментальным может быть один спектакль из пяти, ведь репертуарный театр - это фабрика по выпуску театральных спектаклей. Это не всегда искусство, это, скорее, прокат театральных работ, позволяющий вести диалог со зрителем. А вот воспитывать публику, как я уже сказал, можно одним спектаклем из пяти - потом, когда и если у меня наладится настоящее взаимопонимание со смоленской труппой. Сейчас я намерен сконцентрироваться на результате - к тому обязывает мой контракт.
- В последние несколько лет власти Смоленской области начали налаживать тесные экономические и культурные связи с Республикой Беларусь. Растет товарооборот, в Смоленске постоянно проходят совместные российско-белорусские мероприятия. По всему выходит, что и вы становитесь частью этой работы...
- Мне кажется, это правильно, мы должны помогать, а не сторониться друг друга! Все должно переливаться туда и обратно, и таким образом мы сможем помочь и обогатить друг друга. Благодаря чему человек начинает смотреть на проблемы шире? Благодаря знаниям и опыту. Вот и мы, в России, в Беларуси, накапливая свой собственный опыт и знания, должны постоянно обмениваться ими. Ну, вот есть гусь, утка и лебедь - совсем разные птицы, спутать их невозможно. Но все они водоплавающие и способны прекрасно уживаться в одном озере! Сотрудничество, которое налаживают смоленские и белорусские власти, дает им возможность познакомиться с чужим опытом и найти какие-то новые пути решения социальных и экономических проблем. Я уже слышал, что в Смоленске надеются увидеть свой город столицей Союзного государства. Наверное, было бы неплохо. У нас в Витебске проводят фестиваль "Славянский базар". Город благодаря этому до неузнаваемости изменился! Если бы Смоленск действительно стал столицей Союзного государства или местом проведения какого-то мероприятия, имеющего международное значение, это, несомненно, пошло бы ему на пользу.
- Ваше первое появление в Смоленске связано с театральным фестивалем "Смоленский ковчег". Это совсем еще молодой фестиваль, которому не хватает больших имен и важных событий. Можно ли надеяться, что вы используете свой опыт и связи в театральных кругах для того, чтобы подтолкнуть его развитие?
- Посмотрим, что получится. Заманить на скромный малоизвестный фестиваль труппы, режиссеров с мировым именем, конечно, почти невозможно. Фестиваль должен заработать имя, от него должны ждать открытий. Нужно искать хороших режиссеров, хорошие спектакли, которые в Смоленск приедут смотреть москвичи, и здесь важны не только связи, но и деньги. Но любой, даже самый знаменитый фестиваль начинался так же! В любом случае я не собираюсь стоять в стороне и сделаю для "Смоленского ковчега" все, что сумею.