20.05.2010 00:15
Культура

Елена Шурлапова: Книга о Бродском была замыслена как книга-маршрут

В новой книге о Бродском художник, фотограф и автор не мешают друг другу
Текст:  Валерий Выжутович
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №108 (5187)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшие дни выходит в свет книга Юрия Лепского "В поисках Бродского". Это книга-маршрут к тем местам, которые поэт любил, и к тем людям, общением с которыми он дорожил.

Иллюстрации Шурлаповой сопровождают читателя на этом маршруте.

"Автор полностью доверился художнику".

- Я видел книгу перед сдачей в типографию. Она превосходно оформлена. Мне кажется, это тот случай, когда художник может по праву считаться соавтором.

- Спасибо. Для меня это, пожалуй, этапная работа. Мне была предоставлена полная свобода. Там и картинки, и макет - мои, и верстку я сама делала.

- Автор предлагал вам какие-то оформительские решения?

- Нет, автор полностью доверился художнику. Он не ставил мне никаких условий, и я резвилась как хотела. Единственное, что он предложил, была полоска венецианской панорамы, которая ему очень дорога. Попросил вынести ее на обложку.

- А стихи Бродского подсказали вам что-нибудь в оформлении книги?

- Да, конечно. Вообще эта работа расширила мой кругозор. Я немало узнала о Бродском, о местах, которые были ему дороги, о людях, с которыми он дружил. Какие-то его стихи заново перечитала. И еще мне помогли в работе фотографии, сделанные автором книги. Там более четырехсот прекрасных фотографий, я просто влюбилась в них.

- Вы шли в оформлении от стихов Бродского или от фотографий?

- Наверное, и от того и от другого. Но сначала мы с автором поговорили и на первой же встрече решили, что это будет книга-маршрут. Вот читатель идет, идет по предложенному ему "фотомаршруту" и на пути своем встречает рисованную картинку. Проходит взглядом по ней и возвращается к фотографии. Так возникает контрапункт рисунка и фотографии.

- Картинки привязаны к тексту?

- Нет, привязка к тексту довольно условная.

- А как же тогда выстраивается маршрут?

- Нормально выстраивается. Человек же не может все время смотреть себе под ноги. Он идет по улице, по которой до него шел Бродский, вспоминает строчки из его стихотворений, и в его воображении возникает какой-то образ. И тут он видит иллюстрацию. Останавливается, рассматривает ее, затем продолжает путь. А чтобы читатель не заблудился, текст сопровождается фрагментами карт Венеции и Санкт-Петербурга с указателями, куда он должен сейчас повернуть, чтобы попасть на нужную улицу или площадь.

- Вы видели иллюстрации к Бродскому других художников?

- Нет.

- Сознательно не хотели смотреть?

- Дело не в этом. Просто сначала книга задумывалась как маршрут, проложенный с помощью фотографий. Что касается рисования, оно возникло потом, и тогда уже не было необходимости смотреть, кто и как иллюстрировал Бродского до меня.

- Вам приходилось думать, как фотографии и картинки стилистически соотносятся, не вступают ли они в конфликт?

- Да, я об этом думала. Когда основная конструкция книжки уже выстроилась, стало понятно, как должны выглядеть иллюстрации, исходя из общей концепции оформления. Потому я и за верстку сама взялась. Я понимала, что мы делаем книгу, где все элементы должны сопрягаться друг с другом. На мой взгляд, это получилось.

Литература