Вертолеты над Москвой - большая редкость. Хотя подчас только они могут спасти жизнь человека в критической ситуации. Проблема в том, что контроль за воздушным движением во всех крупных городах России организовать почти невозможно.
Не секрет, что сегодня в России любой "кукурузник" малой авиации и без всякой технологии "Стелс" становится невидимым для наблюдения почти сразу после взлета. Сплошной радиолокационный контроль обеспечивается лишь по периметру госграницы, в районе аэропортов и по трассам полетов гражданской авиации на больших высотах.
Если говорить о крупных городах, где множество высотных зданий, то ситуация там нулевая - контроля воздушной обстановки, по сути, нет. В Москве полеты, к примеру, вертолетов МЧС проходят под честное слово пилотов, да и то в самых исключительных случаях. А вот в Нью-Йорке винтокрылы, стрекочущие среди небоскребов, столь же привычны, как городские птицы. Там контроль и управление есть.
Между тем в России проблема эффективного и постоянного мониторинга воздушного пространства в мегаполисах и в районах со сложным рельефом местности решена, причем на технологическом уровне, превосходящем тот, что применяется в тех же США.
Небольшой коллектив одного из столичных НИИ в содружестве с несколькими научно-исследовательскими организациями разработал комплекс наблюдения за воздушным пространством. Он включает в себя оптико-электронные станции и радары низкой мощности излучения. Основа его - оптические системы, включающие уникальную систему обработки полученных сигналов. Мощные объективы способны разглядеть самый малый предмет на удалении в несколько километров. Цифровая обработка полученного сигнала идет по специальному алгоритму, и на телевизионный экран выводится изображение самой высокой четкости. К примеру, лицо человека можно идентифицировать с расстояния в пять километров. Если же человек плывет в воде, а это очень сложный режим, то его лицо различимо с расстояния в полтора километра. Оптику дополняют радары, позволяющие определять параметры всех физических объектов, проходящих через радиолокационное поле.
Комплекс может применяться для управления воздушным движением и для защиты стратегических объектов от несанкционированного вторжения с воздуха, воды и земли. Может он и многое другое.
Вот что говорит о своем детище один из его главных создателей доктор технических наук Борис Георгиевич Медведев:
- Нам удалось объединить возможности радиолокационных и оптико-электронных систем на базе совершенно оригинальных математических алгоритмов. Именно математика и разработанное нами программное обеспечение являются эксклюзивно-российским ноу-хау. Наш комплекс способен вести наблюдение за любыми объектами от поверхности земли или воды до километровой высоты.
Для полного контроля воздушной и даже наземной обстановки в таком мегаполисе, как Москва, достаточно всего восьми комплексов. Они позволят эффективно управлять полетами малой авиации в небе столицы и многократно повысят уровень безопасности простых горожан, что очень существенно.
Дело в том, что телевизионные объективы способны мгновенно фиксировать любые очаги возгорания, ДТП, техногенные аварии, то есть все, что представляет угрозу жизни. Информация о любом ЧП в реальном режиме времени передается в соответствующую службу и туда же начинает транслироваться видеокартинка происшествия.
Главного конструктора дополняет бывший командующий войсками Командования специального назначения (Московский округ ПВО) генерал-полковник запаса Юрий Соловьев:
- Комплекс, разработанный под руководством Бориса Медведева, - это действительно прорыв в создании систем мониторинга окружающей среды нового поколения. Но это еще и прорыв в создании информационного обеспечения высокоэффективных локальных маловысотных систем ПВО. Появляется возможность надежно контролировать территории и акватории, прилегающие к стратегическим объектам, требующим гарантированной защиты, в том числе от возможных терактов. К таким объектам в ближайшие четыре года, вне всякого сомнения, будет относиться и Сочи. Как профессиональный пэвэошник могу сказать, что обеспечение эффективной противовоздушной обороны в этом районе связано с определенными трудностями. Сложный гористый рельеф и акватория Черного моря затрудняют получение достоверных данных только при помощи радиолокации. И новый комплекс пришелся бы в самый раз. Да и в Москве давно назрела проблема обеспечения гарантированного контроля за воздушной обстановкой в пределах городской черты.
Разработка получила высокие оценки экспертов. Вопрос - кто ее будет использовать? Беда комплекса - в его универсальности. Он прекрасно вписывается и в структуру ПВО, и в систему управления воздушным движением, способен обеспечить мониторинг в интересах МЧС и МВД, он может быть использован для усиления технических средств охраны госграницы. Как и многие прорывные технологии, он пока не востребован. Каждое из силовых ведомств ведет свои работы в этом направлении, но они имеют узкую функциональную направленность и по основным характеристикам хуже. Новая же технология способна служить сразу нескольким ведомствам.