20.05.2010 00:25
Власть

Нижегородские информационные порталы госуслуг работают нечетко

Местные информационные порталы госуслуг работают нечетко
Текст:  Андрей Андреев (Киров) Алексей Иванов (Нижний Новгород)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №0 (5187)
Читать на сайте RG.RU

Корреспонденты "РГ" решили выяснить, как местные органы власти представлены в Сети и как на практике работает система оказания госуслуг через Интернет.

"РГ-Неделя" в № 97 (5176) от 6 мая 2010 года в материале "Gosuslugi.ru" уже сообщала о том, как устроен принцип работы федерального портала по оказанию государственных услуг. Аналогичные сайты созданы и на региональном уровне. Казалось бы, вот оно, счастье: если не все, то многие вопросы можно решить не отходя от компьютера! Можно, но не все и не всегда.

Испытание для жениха и невесты

Начнем с информационного портала государственных и муниципальных услуг Нижегородской области, находящегося по адресу: http://gu.nnov.ru. Здесь вы найдете всю информацию, касающуюся положенных вам льгот, порядка оформления документов, бланки и образцы заявлений, которые можно скачать и заполнить еще до похода в нужную вам организацию (загс, паспортный стол и так далее).

На этом же портале, кстати, можно оставить сообщения о фактах коррупции, а также повлиять на "индекс нижегородского чиновника". Каждый желающий вправе поставить чиновникам в целом "плюс" или "минус", единственное требование - аргументировать свое решение.

Тут же представлено и несколько интерактивных сервисов. Например, с помощью сайта можно узнать свою задолженность перед налоговыми органами (для этого надо ввести свое имя и ИНН), а также выяснить, полагаются ли вам какие-нибудь денежные компенсации (на этот раз потребуется указать паспортные данные). Эти услуги работают четко и без нареканий.

А вот подать электронное заявление в загс на бракосочетание у нас не получилось. Для эксперимента были выбраны неженатые сотрудники редакции. Зарегистрировавшись на сайте, мы выбрали день для регистрации, заполнили анкету, указали свои контактные телефоны и стали ждать. Спустя час в "личном кабинете пользователя" появилось сообщение: "Заявление принято к рассмотрению. Ответ поступит в течение трех дней". Однако зайдя на сайт через положенные три дня, мы обнаружили, что "сервис временно недоступен по техническим причинам". Устраняли неполадку больше недели! Впрочем, предусмотрительные создатели сайта честно предупреждают: "портал работает в режиме опытной эксплуатации".

Судьбу нашей заявки мы решили узнать в загсе, куда и позвонили по указанным на портале телефонам. Выяснилось, что электронными заявлениями занимается лично заведующая отделом, "которая будет после пяти". Когда в полшестого вечера на наш звонок телефон отвечал лишь длинными гудками, мы уже не удивились.

Нужно быть готовым и к накладкам другого рода. Нижегородец Сергей Викторов оформлял в декабре прошлого года загранпаспорт и, чтобы сэкономить время и лишний раз не ездить в Федеральную миграционную службу (ФМС), скачал бланк заявления в Интернете. Однако когда он приехал отдавать документы, выяснилось, что именно в этот день ФМС не работает (хотя для всей страны тогда был обычный рабочий день).

- В итоге мне пришлось приезжать вторично и вместо экономии времени получилась пустая его трата. При этом сайт не сообщал, в какие именно дни принимаются документы, - говорит Викторов. Поэтому, если есть возможность позвонить и уточнить, получили ли "на том конце" ваше заявление, лучше это сделать.

Блог в помощь

В последнее время модной стала такая форма присутствия чиновников в Сети, как блоги или интернет-дневники. Такие есть, например, у губернатора Кировской области Никиты Белых (belyh.livejournal.com) и его нижегородского коллеги Валерия Шанцева (www.shanzev.ru). В первом случае общение проходит более чем неформально: губернатор ведет свой дневник, а пользователи оставляют свои вопросы или мнения в комментариях - для этого достаточно зарегистрироваться в "Живом журнале".

Блог Шанцева сделан более основательно: помимо собственно "дневника", там есть и новости региона, и видеообращения губернатора. В то же время общение не такое уж непосредственное. В частности, ответы на вопросы Шанцеву публикуются не сразу, а проходят предварительный отбор. К примеру, свой вопрос (о том, когда наконец заработает канатная дорога между Нижним Новгородом и Бором) мы отправили губернатору еще в конце апреля, однако ответ на него в блоге долго не появлялся. И вот спустя три недели нам позвонили из профильного министерства и сообщили, что готовят ответ на заданный вопрос. Хотя бы так.

Виртуальная очередь

Электронными дневниками в школах (когда родители могут узнать об успеваемости своего чада через Интернет) сегодня мало кого удивишь. В Кировской области пошли еще дальше: там через Всемирную паутину можно записаться на прием к врачу (www.medkirov.ru/e-reg). В этом году стартовал проект "Электронная регистратура". Сейчас он распространен почти на два десятка медучреждений региона.

По словам главы департамента здравоохранения Кировской области Дмитрия Матвеева, проект поможет избежать очередей в поликлиниках и упорядочить потоки пациентов. Правда, на первых порах возникала небольшая путаница, когда смешивались живая и электронная очереди, но вскоре проблему удалось решить. Как и следовало ожидать, в основном "электронной регистратурой" пользуются люди в возрасте до 45 лет. Но, что примечательно, они записывают на прием к врачу не только себя, но и своих родителей и бабушек-дедушек.

Планируется, что уже в этом году возможность записаться на прием к врачу по Интернету будет обеспечена во всех поликлиниках Кирова.

Вне зоны доступа

Увы, но запись на прием в Интернете пока ведут далеко не все нужные населению организации. Столкнувшись, например, с необходимостью попасть на прием к нотариусу, нижегородцы находят сайт саморегулируемой организации - Нижегородской нотариальной палаты. На нем есть полный список нотариусов - имена, адреса и телефоны. Но на этом высокие технологии заканчиваются: записаться на прием в Интернете нельзя.

- Все нотариусы Нижегородской области - частные, государственных у нас в регионе нет, - говорит заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области Елена Святкина. - Соответственно хотят они иметь свой сайт или нет - это их личное дело. В то же время для жителей отдаленных районов возможность дистанционно записаться на прием к нотариусу, чтобы не тратить время в очереди, весьма актуальна.

Сами же нотариусы считают проблему своего отсутствия во Всемирной сети надуманной, хотя не отрицают необходимости шире использовать информационные технологии.

- Сейчас готовятся соглашения о взаимодействии Федеральной нотариальной палаты с Росреестром, федеральными налоговой и миграционной службами. Что касается предварительной записи к нотариусу, то потребность вести ее через Интернет в настоящий момент неактуальна. Сейчас очередей в нотариальных конторах нет, - считает президент Нижегородской нотариальной палаты Галина Наумова.

Но Интернет - это не только возможность предварительной записи на прием не выходя из дома. Сеть позволяет значительную часть нотариальной работы выполнять "заочно", без физического присутствия клиента. Однако нижегородские нотариусы почему-то об этом не говорят. Ведь при полном отсутствии конкуренции ни малейшего стимула для обозначения своего интернет-присутствия у нотариусов нет.

Регионы Интернет Кировская область Нижегородская область Приволжье