За последние полтора века инженер-металлург Сергей Баранов - первый, кому удалось выковать булатный клинок.
В 1993 году Баранов закончил индустриальный техникум, который носит имя известного русского ученого и металлурга П. П. Аносова (1799-1851 гг.), и считает себя его учеником.
Павел Аносов посвятил как минимум десять лет своей жизни раскрытию тайны булата, утраченной еще в XIV-XV веках. Упорные искания Аносова дали результат: в 1833 году был получен первый образец булата, стали, отличающейся особой прочностью и упругостью.
К слову, первые упоминания о чудо-металле встречаются еще у Аристотеля. Известно также, что булат производили более тысячи лет назад в Индии, Средней Азии, Иране, Сирии. Павлу Петровичу удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки сгибались почти в кольцо и распрямлялись вновь, ими рубили гвозди. Легкая ткань, касаясь острого лезвия, распадалась. Весть об открытии стала общемировой сенсацией.
Работа на Златоустовском заводе принесла Аносову известность ученого, заложившего основы производства высококачественных сталей, а Златоусту - славу родины булата. Но впоследствии, после смерти Павла Петровича, и аносовский секрет получения легендарной стали был утрачен. Возродить его взялся на рубеже XXI века Сергей Баранов.
- Да в нашем "металлургическом" городе об этом мечтает каждый мальчишка! - утверждает он.- И я пошел по следам Аносова, искал в местном краеведческом музее любую информацию о клинках, процессах выплавки металла.
Но оказалось, что, используя сохранившиеся сведения, невозможно получить булат. И тогда Баранов решил экспериментировать. Мастерскую он построил... во дворе собственного дома. Испробовал 24 варианта различных печей, провел почти четыре сотни плавок, каждая из которых длилась по нескольку часов. И добился-таки результата!
- Первый булатный образец начал коваться в 2007 году,- рассказывает Сергей Баранов. - Отличительная его особенность - неподражаемый узор, который выступает на клинке после правильной закалки и травления. Рисунок появляется благодаря насыщенной углеродом структуре металла, его нельзя нанести искусственно. Сабля из такой стали настолько острая, что легко рассекает на части платок. В этом металле удачно сочетаются прочность и гибкость. А еще настоящий булат долго звенит. Вот вы послушайте...
Подвешиваем клинок на обычную веревку. Стучим чайной ложкой по лезвию. Раздается звон, напоминающий колокольный. Засекаем время - длится около трех минут...
- Благодаря углероду (а его содержание в металле составляет примерно два процента) булат вбирает в себя энергию и долго ее не отдает,- поясняет Баранов. - Получается эффект камертона.
Воссоздать утраченный секрет литого булата неоднократно пытались как в России, так и за границей. По словам Баранова, в 70-е годы XX века на Златоустовском метзаводе вел исследования и эксперименты профессор Юрий Гуревич. Была специальная программа в московском институте сплавов и стали. Но все эти попытки не увенчались успехом. В том числе и те, когда создать булат пытались с помощью современных методов.
- В промышленных условиях не удается добиться оптимальной температуры для плавки металла,- говорит Баранов. - Она слишком высокая, примерно 1600 - 1700 градусов, в электродуговых печах - доходит до 2000 градусов. А у меня плавки проходят на древесном угле при температуре от 1200 до 1300 градусов.
Впрочем, произвести в кустарных условиях несколько десятков клинков с "чудесными" свойствами - это одно, а доказать, что совершено открытие мирового масштаба, - совсем другое. И Баранов это прекрасно понимает. Поэтому он обратился к специалистам за подтверждением. Первое положительное заключение было получено на местном машиностроительном заводе. Потом Баранов обратился за заключением в Магнитогорск, в один из ведущих в отрасли исследовательско-технологических центров, работающих с Магнитогорским металлургическим комбинатом. И получил ответ: "Аналогичен классическим булатным клинкам".
Последнее положительное заключение Баранов получил совсем недавно из Института физики металлов Уральского отделения РАН. И только после этого решил через "РГ" рассказать о своей работе.
Процесс изготовления клинков из булата трудоемкий, в месяц Сергей производит всего по пять-семь изделий. Теоретически из литого булата можно делать высококачественные резцы или хирургические инструменты. Однако Баранов мечтает не столько о бизнесе, сколько о создании в родном городе мастерской-музея. Чтобы в нем можно было показать и уникальный производственный процесс, и образцы клинков. А может быть, даже воссоздать "бронежилет" персидского царя Дария, который был выполнен из аналогичного по свойствам металла.
- Я патриот своего города, - говорит он. - Хочу вернуть Златоусту славу металлургической столицы.
Вадим Счастливцев, академик института физики металлов УрО РАН:
- Споры о том, что такое настоящий литой булат, не утихают в научной среде по сей день. Воспроизвести его пытаются многие. На мой взгляд, ближе всех к разгадке тайны этого удивительного по свойствам металла подошел именно Сергей Баранов.