Выставка работ патриарха уральской фотожурналистики Анатолия Грахова открылась в Доме ученых УрО РАН в Екатеринбурге.
87-летний Грахов, более 35 лет проработавший собственным фотокорреспондентом информагентства ТАСС, и сейчас не сидит без работы. На его счету не один десяток персональных выставок, премий самых престижных фотоконкурсов.
Мы встретились на открытии выставки. Грудь мастера украшал пленочный Nikon, который наш земляк получил 17 лет назад в качестве международной премии за цикл фотографий Бориса Ельцина. Французы собирались наградить уральца денежным призом, но Грахов попросил презентовать ему хорошую камеру...
Россйиская газета: Анатолий Андреевич, вы помните первое свое задание в газете?
Анатолий Грахов: Еще бы не помнить! Началась уборка урожая, и надо было срочно сделать хороший снимок для "Уральского рабочего". Пришлось отправиться в Бисертский район. Чтобы все успеть в ближайший номер, заскакиваю на товарняк в расчете, что на нужной станции он притормозит. А поезд продолжает мчаться! Я прыгаю на ходу и... ломаю ногу! Звоню председателю колхоза, прошу заехать за мной. Мы садимся в его тарантас и за шесть километров едем на поля. Делаю снимки, а потом говорю: теперь можно и в больницу. Там я нашел рентгеновский кабинет, проявил пленку, а потом одна барышня согласилась по пути завезти мои фотографии в газету. Успел...
РГ: Сложно было сделать карьеру в главном советском информагентстве?
Грахов: Да я об этом и не думал, жил в бешеном ритме. Чтобы всегда быть первым и везде успевать, даже купил Harley Davidson. А потом продал его и раздобыл "Волгу", на которой "нарулил" по России 50 тысяч километров. Приходилось не только снимать, но и писать тексты - в перерывах, пока проявляется или сохнет пленка. Выработалась профпривычка - не снимать с шеи фотоаппарат, даже если просто вышел за хлебом. До сих пор помню досадный случай из молодости: иду в магазин, вижу потрясающий философский кадр - у почтамта лежит пьяный, а рядом аккуратненько на газетке бутылка водки и закуска. А у меня, как на зло, пленка в аппарате закончилась. ...
Я вообще всегда предпочитал снимать простых людей. Сейчас портреты рабочего человека считаются... неактуальными, что ли. Это очень плохо. Я, например, чтобы воодушевить шахтеров, не ленился спуститься на сотни метров под землю. Хотя начальник шахты пытался отговорить: не рискуйте, мол, мы сейчас кого-нибудь попросим подняться к вам на лифте...
РГ: А как находили эксклюзив?
Грахов: Сначала я просто оставил на промышленных предприятиях 200 своих визиток. Но секретарши большинства заводов и не думали сообщать мне новости! Приходилось самому регулярно обзванивать своих ньюсмейкеров. Частенько приходилось и охотиться за объектами съемки. Особенно если на какое-то мероприятие не пускают. Для меня это означало только одно: там - самая интересная информация и ее необходимо снять. Порой приходилось проникать в здания через запасные входы или даже через окно.
А пять лет назад пришлось использовать скрытую фотосъемку на параде Победы на Красной площади, куда был приглашен как участник войны. Фотографировать там категорически запрещалось, и я спрятал фотоаппарат под пиджак. В итоге фотографии Путина, Буша и другие кадры с праздника оказались только у меня. Их напечатала крупная московская газета.
РГ: Что вы посоветуете начинающим фотографам?
Грахов: Профессионализм приходит с практикой. Лучше - ежедневной. Никакие курсы и суперсовременные фотокамеры ее не заменят. Советую упорно трудиться, и результат обязательно появится. Фотография хороша, когда читается без подписи. А лучшие кадры получаются, когда фотограф становится "невидимым" для героев своих сюжетов. У меня нет ни одной постановочной фотографии. Будь то сорока, спрятавшаяся в моей "Волге" от дождя и дразнившая прохожих девушек; или молодой инвалид войны без рук и ног, но с рюкзаком за плечами, прикорнувший у Вечного огня.