Не так давно на карте России появилась еще одна административно-территориальная единица - Северо-Кавказский федеральный округ. По сути, это целый континент со своими особенностями и возможностями.
Эксперты по-разному оценивают его перспективы. Одни считают, что с созданием СКФО его субъекты получают импульс к динамичному социально-экономическому развитию, другие, наоборот, убеждены, что регион ожидают тяжелые времена, поскольку большинство субъектов, входящих в состав округа, - дотационные и депрессивные, выйти из разряда "бюджетных вампиров" им вряд ли удастся. Каков на самом деле потенциал северокавказских республик?
На этот и другие вопросы корреспондента "РГ" отвечает президент Московского индустриального банка (МИнБ) Абубакар Арсамаков.
Российская газета: Абубакар Алазович, Московский индустриальный банк работает на территории Северного Кавказа уже много лет, вы хорошо знакомы с местной ситуацией. Как вы оцениваете возможности региона?
Абубакар Арсамаков: На Северном Кавказе заложен огромный потенциал для мощного рывка вперед. Это благодатный и богатейший по своим ресурсам край. При грамотной, продуманной финансово-экономической политике он достаточно быстро сможет выйти на качественно новый экономический уровень. Полпред президента в СКФО Александр Хлопонин уже обозначил основные направления развития округа. Насколько мне известно, разрабатывается стратегия развития региона до 2030 года, будет выделено финансирование под важнейшие проекты. Если все пойдет в таком направлении, то позитивные результаты мы увидим уже через два-три года.
РГ: МИнБ разворачивал свою деятельность в Южном регионе еще в то время, когда другие финансовые организации не очень-то стремились на Кавказ. Не приходилось жалеть об этом?
Арсамаков: Нет, конечно. Мы многое успели сделать за это время. Московский индустриальный банк всегда занимался финансированием реального сектора экономики во всех субъектах, где мы открыли свои филиалы. На Юге РФ мы представлены практически во всех субъектах, активно участвуем в их экономической жизни. Мы проинвестировали целый ряд значимых региональных проектов, создали индустриальную базу для строительной отрасли, реализовали самые смелые планы. Например, мы выступили инвесторами строительства уникального, единственного в России завода по производству специального химического волокна в Усть-Джегуте - это Карачаево-Черкесия. Тем самым не только укрепили экономику республики, но и создали дополнительные рабочие места, дали людям возможность зарабатывать, содержать семьи.
Не так давно ввели в строй завод по производству стройматериалов в Ставропольском крае. Обеспечение населения жильем по доступным ценам - одна из наиболее актуальных и сложных государственных задач. Построить дом можно, но будут ли квадратные метры по карману населению? Я как-то проанализировал, из чего делаются у нас хорошие дома. Оказалось, что из российского там - бетон да арматура. Все остальное - плитка, кровля, фаянс, покрытия - импорт ное. Неужели мы все это не можем делать сами? Оказалось, можем, и очень даже неплохо.
Новейшие технологии производства современных материалов мы отработали на базе построенного нами несколько лет назад производственно-строительного комплекса в Астрахани. Проект показал свою состоятельность, и мы продолжили его на Ставрополье. Со временем филиалы Астраханского комбината появятся в северокавказских республиках. Благодаря этому мы существенно снизим в этом регионе стоимость квадратного метра жилья. Уже сейчас дома, построенные по новым технологиям, отличаются повышенной комфортностью и низкой ценой.
РГ: Вы строите также в Волгограде. Вблизи Мамаева кургана, при финансовом участии Московского индустриального банка возводится целый микрорайон.
Арсамаков: Да, он современный, комфортный, красивый. Микрорайон станет настоящим украшением города. Жить там - одно удовольствие. А к 65-летию Великой Победы мы практически завершили строительство в Волгограде 27-этажного административного здания. Предыстория этого строительства несколько необычна. Бывая в Волгограде, я постоянно встречаюсь со своими земляками - ветеранами Великой Отечественной войны. Как обычно, разговоры, воспоминания, подарки. Но хотелось сделать для них что-то особенное. Спрашиваю: что бы вы хотели? Может быть, в чем-то нуждаетесь? "Нет, говорят. Государство нас не забывает, дети-внуки помогают. Если можешь для нас что-то сделать, - построй красивый дом с видом на Мамаев курган. Там похоронены многие наши товарищи, в их числе - наш земляк, Герой Советского Союза, пулеметчик Ханпаши Нурадилов. Построй этот дом в память о наших друзьях и в честь того, что жизнь продолжается". С гордостью могу сказать: "Мы выполнили это пожелание!"
РГ: С появлением в стране еще одного федерального округа банку придется работать в новых условиях. Насколько изменится политика банка?
Арсамаков: Не думаю, что перемены будут радикальными, но работу, конечно, придется подкорректировать. Мы уже создали внутреннее подразделение - Северо-Кавказское региональное управление банка с центром в Ставрополе, планируем его перенос в Пятигорск, чтобы было легче координировать свою работу с представителем президента. Ну а начатые и запланированные проекты будем осуществлять в рабочем режиме. Вот, например, совсем недавно открыли филиал в городе Грозный. Чеченская Республика - 26-й регион, в котором появилось наше подразделение. Мы подготовили прекрасное помещение, чтобы сотрудникам и клиентам банка удобно было работать.
Большое внимание уделили обучению специалистов. Некоторые наши работники выразили желание перевестись из московских подразделений в Грозный. У нас в Чечне большие планы. В ближайшие годы планируем инвестировать в экономику республики порядка 100 млн долларов. Средства будем вкладывать в строительство, производство стройматериалов, сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность. Учитывая, что республика традиционно является нефтедобывающим регионом, со временем приступим к созданию нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов. Решая экономические вопросы, создаем предпосылки для решения социальных проблем в северокавказских республиках, что крайне важно в современных условиях.
РГ: тПомимо топливно-энергетической, базовой отраслью северокавказской экономики всегда было сельское хозяйство. Однако отечественную продукцию на прилавках магазинов увидишь нечасто. А сельхозтовары из республик Северного Кавказа до центральных регионов подчас вообще не доходят.
Арсамаков: Согласен. Причина в том, что мы не можем сохранить то, что вырастили, и доставить потребителю в надлежащем виде. Нет современных хранилищ, перерабатывающих производств, грамотной логистики. В этом мы сильно отстали от зарубежных конкурентов. Но разве могут импортные яблоки сравниться со ставропольскими или кабардино-балкарскими? А персики, выращенные в Чечне и Дагестане, по вкусовым и питательным качествам намного превосходят заморские! К сожалению, многие россияне об этом понятия не имеют. Поэтому одна из главных задач нашего банка - продвигать инвестиционные проекты по созданию индустриальной базы для АПК. И это касается не только Северо-Кавказского региона.
Недавно в Ростовской области мы ввели в эксплуатацию завод по производству растительного масла. Раньше сельхозпредприятия значительную часть подсолнечника продавали турецким переработчикам. Потом продукция возвращалась на российские прилавки в виде подсолнечного масла, произведенного в Турции. Кому нужен такой бизнес? Мы что, сами не можем масло отжать? Теперь, развернув свое производство, мы будем пополнять государственный и местный бюджеты, создадим для селян новые рабочие места, откроем новые перспективы для села. И так - по каждому направлению.
Нам необходимо создавать комплексы по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. В связи с этим в Орловской области Московский индустриальный банк инвестирует строительство комплекса по производству мяса индейки. В Центральном федеральном округе намерены наладить выпуск элеваторных модулей, учитывая, что до 30-40 процентов собранного урожая пропадает из-за невозможности его сохранить. Кроме того, на местах разворачиваем мощности по производству муки и крахмала, строим консервный завод, налаживаем строительство холодильников. А со временем проинвестируем создание и логистической компании, которая будет заниматься продвижением отечественной продукции на рынок.
РГ: Откуда вы так хорошо знаете ситуацию в АПК?
Арсамаков: Среди клиентов банка много аграрных предприятий. Я требую от своих сотрудников быть в курсе их финансово-экономического положения. Они постоянно выезжают на поля во время сельскохозяйственных компаний, доподлинно знают, каковы виды на урожай у того или иного нашего клиента, какая ситуация складывается в аграрном комплексе в целом. Я и сам постоянно бываю в командировках. Мы анализируем, сколько раз сотрудник посетил предприятие, какое заключение сделал. Такая работа приносит хорошие результаты. Возьмем стандартную ситуацию: приближается уборка урожая, а денег на горюче-смазочные материалы у аграриев не хватает. Без ГСМ жатву не проведешь. Поэтому мы оперативно, исходя из обстановки, выделяем своим клиентам кредиты на покупку ГСМ.
РГ: Московский индустриальный банк осваивает все новые регионы. Что это дает?
Арсамаков: Мы закрепляемся на рынке. Одно из главных условий стабильности банка - диверсификация деятельности. Другое, не менее важное условие - подъем региональной экономики. Чем больше будет успешных предприятий, тем лучше для всех, в том числе и для банка. Поэтому сейчас мы выходим в новые регионы - в Саратов, Нижний Новгород, Калугу, Иваново, Майкоп. Открываем новые офисы, готовим к реализации новые инвестиционные проекты. Это огромная, щепетильная, сложная работа. Поэтому мы так радуемся, когда все получается.
РГ: Недавно Центробанк включил Московский индустриальный банк в перечень 30 крупнейших банков страны. Как вы отнеслись к этому признанию?
Арсамаков: Московский индустриальный банк, благодаря своей четкой ориентированности на реальную экономику, сумел в кризисный год укрепить позиции, увеличить филиальную сеть и долю на финансовом рынке. В связи с этим я призываю своих сотрудников ориентироваться не на неудачников и аутсайдеров рынка, а на те кредитные организации, которые развиваются лучше, динамичнее нас. Только в этом случае мы сумеем сохранить конкурентоспособность.