20.05.2010 00:50
Власть

Николай Шаклеин: Не следует замахиваться на большие структурные изменения в системе МВД

Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №108 (5187)
Читать на сайте RG.RU

Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России

Воспитание правового сознания и создание правового государства - такова главная тема беседы члена Президиума Ассоциации юристов России Михаила Барщевского и заместителя председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Николая Шаклеина.

Управление по понятиям

Михаил Барщевский: Николай Иванович, скажите, пожалуйста, чем занимается Комитет по правовым и судебным вопросам? Судя по названию, у неискушенного человека может сложиться впечатление, что он отвечает за состояние всей правоохранительной системы в России.

Николай Шаклеин: Практически так и есть. Мы ведем вопросы, связанные с уголовным, гражданским, административным законодательством и процессуальными нормами по применению этого законодательства. Мы работаем со всеми правоохранительными структурами. Занимаемся кадровыми вопросами Верховного и Высшего Арбитражного судов. Через Совет Федерации и, в частности, наш комитет происходит назначение председателей, заместителей председателей, руководителей квалификационных коллегий судов, судей. Мы также отвечаем за законопроекты, которые регулируют соответствующие отрасли права.

Барщевский: На каких вопросах больше специализируетесь лично вы, на правовых или чисто судебных?

Шаклеин: За год, который я отработал в Совете Федерации, мне приходилось подключаться к разным вопросам. Я также назначен полномочным представителем Совета Федерации в Генпрокуратуре, в которой проработал более трех лет. Вообще в системе прокуратуры я отслужил более 20 лет.

Барщевский: Чем вы занимались в Генеральной прокуратуре?

Шаклеин: Служил заместителем Генерального прокурора. Я курировал спецпрокуратуры - это прокуратуры закрытых территориальных образований, управление по надзору за рассмотрением гражданских дел в судах, кадровые вопросы и материально-техническое обеспечение. Проработал с 1990 по 1993 год, до расстрела Белого дома. Когда случились известные октябрьские события, весь руководящий состав освободили от должностей двумя указами. Первым - Генерального прокурора, а вторым - где-то недели через три - всех заместителей. Потом кое-кого переназначили, а я сразу же уехал в Кировскую область, где родился, жил и работал. Меня первым замом пригласил к себе глава администрации области Десятников Василий Алексеевич. На этой должности и проработал до избрания в Госдуму. Я был депутатом второго и третьего созывов.

Барщевский: Если мы выйдем с вами на улицу и спросим у любого встречного, действует ли у нас закон, равен ли он для всех, доверяет ли человек судебной системе, мы услышим три отрицательных ответа. Почему во всем цивилизованном мире уже давно живут по закону, а в России до сих пор преимущественно по понятиям?

Шаклеин: Причины этого, наверное, следует искать в неправомерных действиях самой власти. Например, в 1993 году, когда власть допустила расстрел Верховного совета, несмотря на то, что и Генеральная прокуратура, и Конституционный суд не поддержали указ президента.

Барщевский: Вы имеете в виду знаменитый указ N 1400?

Шаклеин: Да. Президент тогда отступил от Конституции, и многое делалось как раз по понятиям, а не по закону. Сама система способствовала тому, что у народа стал развиваться правовой нигилизм. Кстати, именно в период Ельцина совершенно распоясалась всякого рода "братва". Боюсь, что последствия того шага мы будем ощущать еще довольно долго. Я был в числе пятнадцати депутатов, которых в установленном конституционном порядке Государственная Дума назначила в комиссию по отрешению Ельцина от должности. К нам поступали многочисленные свидетельства того, что власть, в лице президента Ельцина, руководствуется в своих действиях именно понятиями. Сегодня в управленческих сферах тоже не всегда четко соблюдают Конституцию и законность. Естественно, общество заражается таким подходом. Это порождает во многом обоснованное недовольство. Мне кажется, жизнь по понятиям пришла к нам не снизу, а сверху.

Зарплата - к погонам

Барщевский: Что вы думаете о проходящей сейчас реформе МВД? Что, на ваш взгляд, можно было бы сделать иначе, что вообще нужно срочно делать для реального реформирования МВД?

Шаклеин: Систему МВД, конечно, нужно реформировать. Но реформа не должна быть формальной. Не следует замахиваться на большие структурные изменения. Мы становимся заложниками каких-то мер и действий, меняем декорации, а суть остается. Суть - это все равно кадры, подбор людей. Как мы их принимаем, как с ними работаем, так и они работают.

Барщевский: Я бы добавил, на каких условиях мы их приглашаем. С моей точки зрения, зарплата в МВД сегодня просто подразумевает, что действия рядовых сотрудников будут такими, какие они есть.

Шаклеин: Я как раз хотел к этому перейти. Я хорошо помню, в каких условиях работал арбитраж в советское время. В областном арбитраже несколько комнатушек, где на зар плате 80-120 рублей сидели по 8 - 10 человек - те, кто не имел желания или возможности устроиться на юридическую работу в другие структуры. Никто туда не шел. А посмотрите, какой конкурс сегодня в арбитражные суды. Потому что создали условия: трудовые, бытовые, материальные, пересмотрели полномочия. У нас в Кирове выстроили здание Второго арбитражного суда. Помещение - просто сказка. Спасибо Вениамину Федоровичу Яковлеву, который поддержал идею размещения арбитражного суда в нашем городе. Так и милицию реформировать надо: сначала создать условия, заинтересовать и, когда люди пойдут, заниматься кадровым укреплением. Сейчас существует огромный разрыв не только между судом и милицией, но и между милицией и моей родной прокуратурой, и, естественно, туда идут люди далеко не те, кого бы мы хотели там видеть. Основная проблема МВД - это все-таки проблема кадров и социального обеспечения сотрудников.

Барщевский: А если говорить о структурных изменениях. Как вы относитесь к идее федеральной полиции и муниципальной милиции?

Шаклеин: Это предложение имеет право на обсуждение. Надо только, чтобы муниципальная милиция имела очень ограниченные функции, которые касались бы в основном только охраны общественного порядка. Муниципальной милиции ни в коем случае сегодня, по крайней мере, нельзя передавать функции уголовного преследования, иначе там злоупотребления будут в разы больше. Нынче местная власть по своему составу и по действиям тоже далеко не та, что должна быть. И зависимость муниципальной милиции от местной власти - это, пожалуй, самое серьезное препятствие.

Боливар не выдержит двоих

Барщевский: К сожалению, от местной власти зависит не только милиция, но и суды.

Шаклеин: И это при том, что они полностью федеральные. Они же все, даже мировые судьи, находятся на содержании федерального бюджета.

Барщевский: А квартиры кто им дает? А в школу детей кто устраивает? Это к вашей мысли о том, что все начинается сверху. А как вы относитесь к идее создания единого следственного комитета?

Шаклеин: В принципиальном плане эта идея тоже имеет под собой основание. К этому надо стремиться, но торопиться не следует. Мы только что создали следственный комитет, изъяв его из прямого подчинения прокуратуры, и притирка еще не закончена. А ведь они расследуют не самую большую часть дел по сравнению с общим объемом. Представляете, что будет, если свести все воедино. Помните фразу из фильма: "Боливар не выдержит двоих". Нынешний Боливар в лице государства уже и так перегружен реформами. Если мы войдем еще в эту, то, боюсь, не сдюжим. Надо все же провести основательную подготовку.

Барщевский: Вы много лет отдали прокуратуре, это для вас родная стихия. Как вам кажется, сегодняшняя прокуратура имеет достаточно полномочий для исполнения своих функций?

Шаклеин: Нет, конечно. Многие функции забрали у прокуратуры напрасно. Я не считаю, что ее следует беспредельно наполнять полномочиями, но то, что было ранее, значительно более эффективно работало. Например, надзор за следственным дознанием, арест, который сейчас судом производится, тоже следует проводить с согласия прокурора. Многие вопросы, которые находились в ведении прокуратуры, я считаю, надо вернуть.

Барщевский: Считаете ли вы, что уровень демократии в стране влияет на уровень правосознания населения?

Шаклеин: Да, конечно. Это взаимосвязано.

Барщевский: Значит, если у нас с правосознанием все довольно плохо, то и с демократией тоже не очень хорошо?

Шаклеин: Демократии у нас сейчас действительно маловато. Кто-то из древних обронил фразу, что демократия существует до тех пор, пока можно весь народ города собрать на площади.

Барщевский: Сегодня народу нельзя собираться на площади без разрешения.

Шаклеин: Обстановка в Госдуме второго и третьего созывов тоже была более демократичная, нежели сейчас. Я вообще сторонник сохранения одномандатных округов или, по крайней мере, смешанной системы. В одномандатных округах человек зависит от того, откуда он вышел, а не от партийной принадлежности. Посмотрите, как сейчас партии стали, в том числе и моя родная "Единая Россия", строить внутренние взаимоотношения. Попробуй сделать что-нибудь не то, что установлено решением регионального или центрального партийного органа. Есть закон, в котором говорится, что депутат самостоятелен. Но он самостоятелен по закону, а по уставу партии - не имеет возможности проявить себя. И это, кстати, во многом негативно сказывается на отношении людей к своим избранникам, которые не всегда в состоянии выражать и отстаивать их интересы.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Москва, улица Большая Дмитровка, 26

8 (495) 202-85-54

Госуправление