Вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов побывал на "Деловом завтраке" в нашей редакции и ответил на вопросы журналистов и читателей "РГ". В частности, он прокомментировал ситуацию на шахте "Распадская" и рассказал, в каком ключе развиваются российско-польские отношения.
Российская газета: Сергей Михайлович, одна из наиболее актуальных тем последних недель - авария на шахте "Распадская". Ваша партия "Справедливая Россия" уже выступила за проведение парламентского расследования этой трагедии. Поможет ли оно выяснить, что же случилось на самом деле, и нужно ли начинать парламентское расследование до того, как будут представлены официальные итоги?
Сергей Миронов: В отличие от моих коллег, которые выступили с этой инициативой, я считаю, что Госдуме необходимо обратить внимание на другие проблемы. А именно: два года назад группа членов Совета Федерации, к которой присоединились и некоторые депутаты Госдумы, внесли законопроект, разработанный после предыдущей страшной трагедии на шахте "Ульяновская" в 2007 году. Документ законодательно обязывает собственников проводить дегазацию помещений шахты в случае превышения в них предельной нормы концентрации метана.
Другой вариант - проветривание, когда помещения шахты продувают, чтобы метан выносило, - не очень эффективен. Полностью же ликвидирует возможность таких сильнейших взрывов только дегазация. Конечно, она стоит намного дороже, чем проветривание, и наш законопроект был рассчитан на то, чтобы заставить собственников шахт платить за эффективное обеспечение безопасности шахтеров. Этот законопроект лежит в Госдуме уже два года, несмотря на то, что положительное заключение правительства мы получили еще в 2007 году. И тем не менее депутаты Госдумы сочли, что у них есть другие неотложные дела. На мой взгляд, в первую очередь нужно не парламентскую комиссию создавать, а немедленно принять этот закон, который расставит все по своим местам, включая обязанность любого собственника шахты при превышении нормы концентрации метана проводить дегазацию. Правительство может установить норму в 6 кубических метров, а может - в 20, но если собственники не будут ее соблюдать, то их надо отдавать под суд. И рабочие тоже должны это знать.
|
Видео: Серегй Куксин |
РГ: То есть с принятием этого закона собственники шахты будут полнее чувствовать свою ответственность за безопасность, а следовательно - за жизни людей?
Миронов: Конечно. И я считаю, это важнее, чем формирование парламентской комиссии. Мои коллеги сегодня руководствуются довольно формальными принципами: да, у нас есть прокуратура, Следственный комитет, Ростехнадзор, которые занимаются расследованием причин аварии профессионально. И все же люди в Междуреченске, где расположена "Распадская", не могут получить элементарных ответов на свои вопросы. Какой-нибудь "высокий" профессионал говорит им: "У нас тайна следствия". Но ведь нужно рассказать людям правду, чтобы они не перекрывали в знак протеста дороги, а твердо знали, что делается властями для выявления причин трагедии и делается ли вообще. Парламентская комиссия, представители публичной власти как раз могли бы этот диалог вести, регулярно информируя общественность о ходе расследования катастрофы.
Но, повторю еще раз, самое важное - не создание парламентской комиссии, а немедленное принятие закона о дегазации, который действительно решит эту проблему и спасет не одну жизнь. На той же "Распадской", которая входит в перечень чрезвычайно опасных по всем параметрам - по газу, пыли и горным ударам, - нужно дотошно соблюдать все требования техники безопасности, а для этого необходимо принять закон, который наказывал бы собственников не только рублем, но не исключал бы и уголовную ответственность за нарушение этого закона. Кстати, недавнее решение премьер-министра Владимира Путина о переводе Ростехнадзора в прямое подчинение правительства абсолютно справедливо. Чтобы контролировать правильность и безопасность любых горных работ, должна быть создана совершенно отдельная структура, которая не находилась бы в подчинении у тех, кто заинтересован - пусть даже формально - в постоянном увеличении добычи, например тех же собственников.
РГ: А каковы ваши прогнозы по поводу принятия этого закона?
Миронов: Прогноз очень позитивный - сейчас нам наконец дали зеленый свет. Мы внесли необходимую редакционную правку и сделали это при участии двух представителей Кузбасса - сенаторов Светланы Орловой и Сергея Шатирова, которые в свое время и были инициаторами этого законопроекта. К тому же Шатиров - профессиональный горняк, знающий эту ситуацию изнутри. Все необходимые коррективы уже внесены, и законопроект, по непонятным причинам пролежавший два года, стоит в плане на рассмотрение 4 июня.
РГ: Сергей Михайлович, несколько дней назад вы побывали в Польше на Втором российско-польском форуме регионов. Сейчас наблюдается улучшение российско-польских отношений, но скоро в Польше состоятся новые выборы. Будет ли зависеть дальнейшее потепление отношений от того, кого изберут новым главой государства?
Миронов: Этот же вопрос мне задавали и польские журналисты во время моего визита. Я убежден, что кого бы ни избрали поляки, та положительная динамика, которая наметилась в наших отношениях, не даст сбой. Я не вижу каких-либо альтернатив нашему продуктивному сотрудничеству. Парадоксальным образом страшная трагедия 10 апреля перевернула старую страницу наших отношений, и сейчас мы пишем новую, намного более позитивную, нежели предыдущая. Уверен, что эта тенденция будет продолжена и в будущем.
РГ: А как прошел Второй российско-польский форум регионов?
Миронов: Очень успешно. Во-первых, приехали очень многие представители верхней палаты российского парламента. Начиная с формирования делегации Совета Федерации, мы с коллегами пошли на беспрецедентный шаг: впервые в истории нашей парламентской дипломатии создали делегацию, в которую входили и председатель, и первый заместитель. Раньше ездил либо я, либо первый заместитель. Кроме того, в форуме участвовали семь председателей комитетов Совфеда, 19 сенаторов, пять губернаторов, заместитель министра регионального развития, полномочный представитель правительства в СФ, депутаты региональных парламентов и мэры крупных городов. Польские коллеги очень высоко оценили такой состав, поскольку понимали, что это не только профессиональный интерес к встрече, но и особый знак с нашей стороны. У меня состоялись очень продуктивные встречи с моим коллегой, маршалом сената Польши Богданом Борусевичем, премьер-министром Дональдом Туском и исполняющим обязанности президента Польши, маршалом сейма Брониславом Коморовским. Они максимально положительно отреагировали на нашу делегацию и наш визит. Кстати, третий совместный форум, для которого мы предложили тему "Межрегиональное сотрудничество в сфере технологий", пройдет через год в Москве и Петербурге. Таким образом, у нас будет реальная возможность показать польским коллегам наши технопарки и наукограды.
Полную версию "Делового завтрака" со спикером Совета Федерации читайте в одном из ближайших выпусков.