Первый в России агротехцентр создается на территории Калужской области. Вчера свои предприятия открыли здесь два мировых лидера по производству сельхозтехники. Таким образом, Калуга становится не только одним из центров по сборке иномарок, но и сельхозмашиностроения.
Здесь будут собирать и обслуживать машины для выращивания картофеля и сахарной свеклы, а также для обработки почвы и посева.
Кроме того, в агротехцентре будет логистический центр всемирно известной компании по производству оборудования для свиноводства и птицеводства, а также площадка по изготовлению конструкций для животноводческих помещений и панельных жилых домов. Наконец, тут же расположится сервисный центр российско-германского предприятия, которое поставляет в нашу страну широкий набор сельхозмашин.
Общий объем инвестиций достигнет 70 миллионов евро, будет создано более 100 новых рабочих мест. Причем занять их смогут выпускники Детчинского аграрного колледжа - агротехцентр станет площадкой для их практических занятий.
Таким образом, Калуга становится не только центром автопрома, но и сельхозмашиностроения. Правда, происходит это не в самые "шоколадные" для этого рынка времена. По данным ассоциации производителей машин и оборудования для АПК "Росагромаш", производство тракторов для сельского хозяйства из-за кризиса упало в России почти на 50 процентов, зерноуборочных комбайнов - на 15 процентов. Еще сильнее рухнули машины для почвообработки. Плугов стали делать на 54 процента меньше, борон - на 62,5 процента. В целом производство сельхозмашин в стране сократилось на 37 процентов и составило 27,9 миллиарда рублей (без НДС). А их импорт обрушился в шесть раз.
Эксперты видят в этом действие защитных мер правительства России, которое считает рациональным субсидировать отечественную технику, а не приобретать зарубежную. По крайней мере, в тех случаях, когда необходимые аграриям машины выпускаются в нашей стране.
Это и склоняет ведущие мировые компании по производству сельхозтехники приходить на нашу территорию со сборочными производствами. Правда, для того, чтобы их товар подпадал под определение российского, подтвержденная "доля затрат, формирующих фактическую себестоимость продукции, понесенных заводом-изготовителем, должна составлять не менее 50 процентов". Это цитата из документа "Критерии определения понятия "сельскохозяйственная техника российского производства", на которую распространяются федеральные и региональные программы льготного финансирования", принятого минпромторгом и минсельхозом. В нем, кроме того, установлено и еще одно требование: на российской площадке должны производиться определенные операции. В том числе производство кабины и рамы комбайнов (включая сварку, окраску, сборку), монтаж силового агрегата, а также сварку и покраску корпусов прочей сельхозтехники. И многие другие. Так что строительство новых производственных площадок в детчинском агротехцентре гарантировано.
Тем временем отечественные предприятия тоже ищут пути расширения своего присутствия на рынке во время кризиса. В прошлом году экспорт российской техники вырос на 1,2 процента - до 7,8 миллиарда рублей. А на внутреннем рынке концерн, который производит кормоуборочные и зерноуборочные комбайны, а также лесозаготовительную технику, взял на вооружение опыт утилизации автохлама. В нижегородской области уже стартовала программа обмена старых комбайнов на новые. Аграрии, сдавшие свои старые машины, получают от производителя сертификат на 250 тысяч рублей. Столько же добавляет областное министерство сельского хозяйства. В результате скидка при покупке новой машины достигает 15-20 процентов. Переговоры о расширении этой практики концерн ведет в 63 регионах страны.