Праздник Святой Троицы (23 мая 2010 г.) иначе называют Пятидесятницей, потому что он отмечается на пятидесятый день после Пасхи, Светлого Воскресения Христова.
Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, было открыто людям еще в Ветхом Завете, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь "у дубравы Мамре" (Быт. 18. 1). Как сказано в книге "Бытие": "Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт. 18. 11). Дальше Библия рассказывает, как произошло это явление: Авраам "возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него" (Быт. 18. 12). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих "трех мужей", приготовил им обед, и тогда Они спросили Авраама: "Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре" (Быт. 18. 9). И дальше читаем: "И сказал один из них (слова "один из них" в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): " Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей" (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, "внутренне рассмеялась, сказав: "Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?" (Быт. 18. 12). "И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? ...Есть ли что трудное для Господа?" (Быт. 18. 14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ и потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.
Кстати, именно это явление Святой Троицы Аврааму, встреча с Ней у Мамрийского дуба и положили начало традиции в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой. А сам Мамрийский дуб до сих пор существует, он находится на территории православного монастыря в Палестине и очень почитаем людьми трех религий - иудеями, мусульманами и христианами.
Главная икона праздника Троицы, которую в этот день выносят в центр храма - "Ветхозаветная Троица" - как раз и отражает это явления Бога в трех Лицах. "Троица Рублева", написанная преподобным Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 гг, - величайший шедевр русской иконописи.
Так произошло явление Святой Троицы в Ветхом Завете. Но явно и во всей полноте единство Бога в трех лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы верующие вспоминают о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.
Книга Деяний святых Апостолов рассказывает о том, как на пятидесятый день после Иудейской Пасхи, через десять дней после Вознесения Христа, Его ученики собрались вместе. Их было снова двенадцать, потому что вместо Иуды они избрали Матфия. И вот, как сказано, при наступлении дня Пятидесятницы - ветхозаветного праздника, который отмечался в честь получения Моисеем на пятидесятый день по выходу израильтян из Египетского плена заповедей от Бога, - в Иерусалиме собралось много народу. Тут были "из всякого народа под небом" (Деян. 2. 5). И когда апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, были в горнице, то, как сказано "внезапно сделался шум с неба... И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 4). И при сошествии на апостолов Святаго Духа они получают особые дары - это дар разговаривать на разных языках, дар целительства и дар проповедовать о делах Божьих. Когда вдруг апостолы заговорили на "иных языках", и даже на наречиях тех, кто в тот день собрался в Иерусалиме, то это не просто удивило всех, кто-то стал, насмехаясь, говорить, что "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). Но именно этот день мы считаем днем рождения Вселенской Церкви, потому что именно с этого момента началась апостольская проповедь "о великих делах Божиих" (Деян. 2. 11) среди разных народов - каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение. Апостол - это дословно с греческого "посланник", и с этого дня начинается история Христианской Церкви.