24.05.2010 00:20
Происшествия

Мост через Волгу пустился в пляс под порывами сильного ветра

Мост через Волгу пустился в пляс под порывами сильного ветра
Текст:  Татьяна Тараканова
Российская газета - Федеральный выпуск: №110 (5189)
Читать на сайте RG.RU

Введенный в эксплуатацию полгода назад мост, на который потратили 12,5 миллиарда бюджетных рублей, закрыт на неопределенный срок. Причина - волновые колебания с амплитудой в метр при шквалистом ветре. Они создали опасность для движения транспорта и пешеходов.

Крупнейшая в Европе надводная магистраль не успела проработать и 200 дней. В четверг вечером мост, ведущий из центра Волгограда на левобережье Волги, был полностью перекрыт. Из-за ураганного ветра, порывы которого достигали 25 метров в секунду, двухкилометровое полотно моста начало раскачиваться вверх и вниз, напоминая "американские горки". Это было заметно даже невооруженным глазом. Дежурный диспетчер подал сигнал тревоги в МЧС, после чего движение по мосту было спешно остановлено. В то же время в Интернете стали появляться видеоролики, заснятые горожанами, которые проезжали мимо и наблюдали более чем заметные асфальтовые "волны", бежавшие по мосту в течение часа.

Для выяснения причин произошедшего в Волгограде ЧП была создана специальная комиссия, в которую вошли представители местной власти, Минтранса России, Росавтодора, региональных управлений МЧС, ГУВД, Ростехнадзора, а также компаний, проектировавших, строивших и эксплуатировавших мост.

Проверялось несколько версий, например, наличие подземных толчков. В пользу "сейсмического" фактора говорило неожиданное обрушение еще одного моста в другом регионе Юга России - в Адыгее. Оно случилось в тот же день, что и ЧП в Волгограде. Однако в итоге эксперты сошлись во мнении, что причиной "волнения" моста являлись особенности аэродинамики: сила ветра, дувшего в тот день, и угол, под которым он "заходил" на мост.

По словам Оксаны Дубовик, замдиректора саратовской компании "Волгомост", которая возводила объект, проектировщики и технологи осмотрели переход через Волгу в пятницу утром. Видимых трещин и повреждений самого полотна, а также опор моста эксперты не нашли. Однако мост решено открыть для прохода и проезда только после полного подтверждения его безопасности. Об этом заявил прибывший в Волгоградскую область заместитель министра транспорта Олег Белозеров. Его поддержали и местные власти.

Однако визуальное обследование показало, что "мост в полном порядке", заявил замминистра. "На металлоконструкцию нанесена краска, образующая жесткое покрытие, и, если бы были какие-то потрескивания, можно было предположить, что произошли какие-то деформации, но этого нет, - пояснил Белозеров. - Асфальтобетонное покрытие находится в полном порядке. Все детали и конструкции моста находятся на установленных местах".

Экспертная группа будет работать в Волгограде в несколько этапов. От ее выводов и зависит решение о возобновлении движения по мосту. "Мы ставим приоритет - безопасность", - подчеркнул замминистра. По мнению замминистра, предварительно среди причин колебания можно было бы назвать скорость ветра, которая достигала 16 метров в секунду. Сейчас, добавил он, специалисты разбираются, что могло послужить импульсом для начала такого амплитудного колебания. "Судя по видеозаписи, оно составляло порядка 40 см. Но это предусматривалось в рамках допустимого растяжения металла в данной конструкции", - сказал Белозеров.

"Даже если эти колебания были заложены в проект как допустимые и могут повторяться не чаще чем раз в сто лет, мы будем требовать внести изменения в проект и укрепить конструкции. Такой аттракцион нам больше не нужен", - заявил заместитель волгоградского губернатора Игорь Пикалов. Опасения чиновников подтверждают и независимые эксперты. Директор Межрегионального института повышения квалификации строителей Валентин Бабалич предполагает, что более сильные или более длительные колебания могли переломить мостовое полотно или сбросить его с опор.

На этот объект в регионе возлагали особые надежды. Волгоградский мост, который полгода назад открывал вице-премьер страны Сергей Иванов, был одним из последних в череде 17 российских мостов-долгостроев, которые закладывались еще в советские времена. В Волгограде переправу строили долгих 13 лет. Три четверти средств выделялось за счет федерального бюджета, еще четверть добавляла региональная казна. Анонсировалось, что эти деньги принесут реальную отдачу экономике региона, Южного федерального округа и всей страны, так как мост станет частью "нового Шелкового пути", который направит товаропотоки из северных районов страны в сторону регионов Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана. Сообщалось также, что при строительстве волгоградского объекта применялись уникальные технологии возведения мостовых опор и пролетных конструкций, которые дальше собирались тиражировать на другие мосты России.

Но теперь волгоградцам не до глобальных экономических проектов. Закрытие моста через Волгу поставило город на грань транспортного коллапса. Но об открытии движения пока не может быть и речи. Сначала нужно все-таки выяснить, почему только что сданный объект содрогнулся от далеко не самого сильного по местным меркам ветра. Пока перед специальной комиссией стоят вопросы технического плана, после ответов на которые будет понятно, есть ли у этой истории конкретные виновники и будет ли она иметь криминальное продолжение. В акте приемочной комиссии поставили свои подписи представители заказчика, ГУ "Облстройинвест", пожарные, милиция, экологи и специалисты Ростехнадзора. Кто из них должен был предусмотреть такие особенности объекта и предупредить о них жителей города и специалистов эксплуатирующей компании - еще один вопрос, на который пока нет ответа.

Между тем

В субботу по мосту уже прогнали колонну "КАМАЗов", груженных песком. Вчера к работе приступили специалисты, которые проверяют швы дорожного полотна и места его соединения с опорами с помощью ультразвука. Еще 10-15 дней уйдет на создание компьютерной модели, демонстрирующей реакцию моста на разного рода погодные явления. Вероятнее всего, после этого будут просчитаны и изготовлены ветровые компенсаторы, которые нивелируют природную нагрузку на волгоградский объект и впредь не допустят столь "бурной" реакции на ветер.

Аварии и катастрофы