24.05.2010 00:18
Культура

Петербургская Кунсткамера задыхается от отсутствия места для уникальных коллекций

Уникальные фонды петровского кабинета древностей хранятся в неприспособленных помещениях
Текст:  Евгения Цинклер (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №110 (5189)
Читать на сайте RG.RU

В 2014 ГОДУ Кунсткамере исполнится 300 лет. Руководство музея надеется, что юбилей поможет наконец решить вопрос создания достойного фондохранилища.

Коллекция Кунсткамеры рассредоточена по нескольким местам, но основная ее часть находится в соседнем здании - Санкт-Петербургском центре Российской академии наук. Здесь под этнографические фонды петровского кабинета редкостей выделено несколько комнат общей площадью около тысячи квадратных метров. Для богатейшей коллекции музея этого ничтожно мало.

- Один из самых востребованных музеев в России, да и за рубежом, испытывает проблемы катастрофического масштаба, - бьет тревогу директор Кунсткамеры Юрий Чистов. - Уникальные коллекции, собранные на протяжении трехсотлетней истории, хранятся в ужасающих условиях!

Место, где содержатся артефакты, собранные Миклухо-Маклаем, Джеймсом Куком и другими известнейшими учеными, путешественниками, мореплавателями и дипломатами, похоже на гигантскую, заполненную до предела кладовку. Стеллажи, густо заставленные уникальными статуэтками, вазами и другой утварью, уходят под высоченные потолки с обвалившейся штукатуркой. Чтобы добраться до верхних полок, хранители поднимаются по шаткой лестнице и вооружаются фонариком - тусклая лампочка дает лишь рассеянный полумрак. В шкафах плотно висят китайские одежды из тончайшего шелка, а снаружи стены шкафов увешаны разнообразными копьями и ножами - другого места для экспонатов, привезенных в Санкт-Петербург два века назад, попросту нет. Сотрудники Кунсткамеры подсчитали: на одном квадратном метре хранилища располагается триста предметов, которые, между прочим, обладают статусом национального достояния. Музей старается сводить пополнение фондов к минимуму, но все равно каждый год к коллекции добавляется по две тысячи экспонатов.

- Конечно, содержать фонды в таких условиях недопустимо, - говорит главный хранитель Кунсткамеры Павел Погорельский. - Все предметы должны находиться отдельно, не соприкасаясь друг с другом, так, чтобы не приходилось каждый раз разбирать весь завал, пытаясь дотянуться до чашки или статуэтки в дальнем углу. Вот, например, тарелки стоят стопкой - так же как в буфете на кухне. Только это не обычная посуда по рубль девяносто, а среднеазиатские произведения искусства, привезенные в середине XIX века знаменитым исследователем. Шелковые халаты тоже не должны висеть на плечиках - это непростительная нагрузка на тончайшую старую ткань. Одежда должна лежать в специальных контейнерах - каждый предмет отдельно.

Скученное хранение не только портит ценные предметы из музейной коллекции, но и не позволяет нормально работать с ними. Кунсткамера постоянно принимает ученых из России и других стран, приезжающих, чтобы исследовать определенные экспонаты. Однако полноценной рабочей комнаты своим гостям музей предоставить не может - приходится ютиться, выискивая свободные уголки столов.

Проблема не только в нехватке территории, но и в неподходящих условиях хранения: слабые перекрытия, отсутствие вентиляции и температурного режима, древняя и ненадежная электропроводка.

- Мы не располагаем техническими средствами для поддержания климата в фондохранилище, поэтому летом здесь влажность заметно увеличивается, зимой, когда включается центральное отопление, - снижается, - продолжает Павел Погорельский. - Спасает то, что этнографические вещи - это в большинстве своем обычные бытовые предметы, которые сами по себе довольно крепкие, они выдерживают. Хотя дерево и кожа тяжело переносят перепады влажности и температуры.

По словам Погорельского, проблема с содержанием фондов назрела очень давно - она была актуальна и двадцать, и тридцать лет назад. Ремонтом или реконструкцией вопрос не решить - необходимо полноценное хранилище, такое же как у Эрмитажа в Старой Деревне. Понятно, что дело это не быстрое: тот же проект по строительству фондохранилища Эрмитажа начал реализовываться в 1980-х годах, и лишь в 2003 году первые помещения были введены в эксплуатацию. Сейчас обсуждается вопрос создания единого фондохранилища для всех музеев Санкт-Петербурга. Однако, даже если эта идея будет воплощена в жизнь, для коллекции Кунсткамеры там вряд ли найдется место, ведь музей подведомственен не городу, а Российской академии наук, следовательно, деньги на решение его проблем должны найтись в федеральном бюджете.

По мнению председателя президиума Санкт-Петербургского центра РАН Жореса Алферова, отчасти помочь могло бы создание Северо-Западного отделения Российской академии наук, о котором уже давно говорится. Это дало бы возможность привлечь ресурсы для создания достойной материальной базы - в том числе и для Кунсткамеры. К слову, именно на основе этого старейшего публичного музея страны в 1724 году была создана Академия наук.

В Кунсткамере подсчитали, что за последние годы обращались к правительству с просьбой о помощи 32 раза. Грядущее 300-летие музея здесь воспринимают как последнюю возможность сдвинуть с мертвой точки вопрос хранения бесценной коллекции.

- Конечно, к 2014 году фондохранилище не построить. Но если бы нам выделили участок для застройки и деньги на проектирование, это был бы прекрасный подарок к юбилею Кунсткамеры, - резюмирует главный хранитель.

Справка "РГ"

Ежегодно Кунсткамеру посещают примерно 700 тысяч экскурсантов. Посетители могут видеть лишь около четырех процентов коллекции музея. Остальное сосредоточено в фондах.

Музеи и памятники Санкт-Петербург Северо-Запад